островов, мимо веселых стран и печальных народов по
зеленым холмам океана, и волны будут забрасывать
к нам на палубу белые гребешки ромашек!
ЗАЯЦ. Неужели так будет?
ВОЛК. Конечно, друг мой! Вы будете свистать в
боцманскую дудку, а я — стоять на носу и плакать,
плакать...
ЗАЯЦ. Зачем?
ВОЛК. От необъятности и шири...
Еще несколько месяцев назад я с трудом могла серьезно представить себя,
карабкающейся по вантам парусного фрегата, надраивающей деревянную палубу или красящей, бултыхаясь в шлюпке в очень неустойчивой позиции, его борт. Нет, я конечно же мечтала о морских приключениях, представляя себя лихой пираткой из команды всем известного капитана Джека Воробья в исполнении Джонни Деппа Ведь парусные фрегаты возможны только в кино, наивно полагала я. Но СЛУЧАЙ - великая вещь! Строя планы на отпуск и просматривая туристические сайты, я наткнулась на нечто удивительное. Фрегат «Штандарт» - реплика первого корабля Балтийского флота, построенного Петром I в 1703 году, мало того, что бороздил просторы Балтийского моря, но и приглашал всех желающих присоединиться к команде в качестве волонтера, то бишь матроса, со всеми вытекающими отсюда последствиями. 15 минут хватило, чтобы поменять намеченный маршрут во Францию, влюбиться в этот корабль без памяти, явственно услышать зов моря и засобираться в магазин за тельняшкой. И даже то, что я понятия не имела, как отличить правый борт корабля от левого, не могло меня остановить.
Для того, чтобы таки стать участником морского плавания, пришлось приложить не мало усилий и пройти через полосу глобального невезения. В спаме терялось мое письмо к координатору проекта, заканчивались места на выбранный переход в Росток, цены на авиабилеты вырастали в момент до небывалых высот, прямо из кошелька исчезала в неизвестном направлении кредитная карта...»Такое может случиться только с нами» - пыталась шутить я.
В итоге, через несколько месяцев сборов и просмотра каждую ночь снов о море, я вместе с Леной добралась до Штандарта в финском городке Турку, куда кораблик, в компании своих огромных cобратьев – Крузенштерна, Седова, Мира и других кораблей, пришел для участия в береговой части ежегодной международной регаты учебных парусников «The Culture Tall Ships».
Корабль на якоре стоит в порту, я стремительно к нему бегу!
Мы вышли на набережную усталые, с тяжеленными рюкзаками за спинами и стали судорожно искать взглядом фрегат И вот, среди леса высоченных «чужих» мачт, я рассмотрела изящные очертания Штандарта. « Вот он! Вот наш корабль!» - заорала я во весь голос. Сердце бешено заколотилось, захотелось броситься к нему бегом, но 10 килограмм за спиной поубавили прыти.
Происходящее далее было очень сумбурно. Мы протолкались через толпу туристов, подошли к трапу, кто-то помог нам закинуть рюкзаки на палубу, спустились в кубрик, и через пару минут по поручению помощника капитана Жени уже мыли посуду на камбузе, оставшуюся после полдника. Потом на палубе началась какая-то вечеринка для финов, снявших корабль под корпоратив. Брутальные волосатые мужики в косухах рычали баллады, привнося дисгармонию в исторический облик корабля, гости пили… И только к позднему вечеру мы наконец познакомились с Владимиром Вячеславовичем Мартусем - бессменным капитаном фрегата, собственноручно с командой единомышленников, построившим корабль и воплотив свою невероятную мечту в реальность. Видимо, оценив наши очумевшие физиономии, капитан по-отцовски погладил меня по спине и сказал: "Ааа, девочки из Тулы. Ну, наконец-то!" Судя по всему, о наших долгих сборах на корабль, уже слышали) В этот момент страх и нервозность, мучавшие меня с момента прибытия на борт, отступили, стало понятно, что мы попали в надежные руки, которые не дадут нам сгинуть в морях-океянах вопреки предположениям некоторых, скептически настроенных моих друзей и даже родителей.
А рано утром началась настоящая корабельная жизнь.
В 7.30 зазвонила камбузная рында и мы, заспанные и не умывшиеся, отправились на завтрак. Стрелка часов стремительно приближалась к восьми, экипаж засуетился и начал поспешно выходить из-за стола, пытаясь на ходу допить чай и дожевать бутерброд.. Ведь ровно в восемь утра, всем матросам нужно быть на полуюте для ежедневной церемонии поднятия флага и получения распоряжений капитана на день. То, что появиться на палубе желательно раньше Владимира Вячеславовича мы поняли, когда очутились на построении двумя секундами позже него. Никто не ругался, но было просто очень стыдно. «Флаг, подняяять!» - и под звон рынды российский триколор торжественно устремился вверх. Вжавшись в правый борт, где нам казалось уютнее всего стоять в этот момент, мы случайно распределились в вахту бизани под руководством офицера Димы. «Не хочу в бизань, это ж попа корабля» - подумала я – «Вот в вахте грота быть куда круче» И жестоко ошиблась. Бизань вахтит с 8до 12 утра и с 8 до 12 вечера, будучи , таким образом, единственной, которая на корабле хоть как-то высыпается. Ежедневно в обязанности каждой вахты входит дежурство - драйка палубы, помощь коку на камбузе и уборка в нижних помещениях с мытьем, горячо полюбившихся мне, гальюнов. Свою тайную страсть к которым я обнародовала, однажды самолично вызвавшись их помыть, спася от сей участи одного из членов экипажа).
В первый день бизани выпала помывка палубы. Ох, с каким же рвением я надраивала, доставшейся мне поломанной щеткой, деревянный полуют). А когда по динамику раздалась команда капитана «Укатать паруса»,я как-то удачно попалась на глаза Жене, который в своей неподражаемой манере с милой улыбкой на лице, сообщил мне :"Леночка, в обвязочку и на мачту!" "Мамочкааа!»- подумала я и побежала за альпинистской страховкой. Через полчаса битвы с ремнями и карабинами, в которые меня запаковала, как мне показалось, добрая половина команды, я была готова к первому подъему ввысь. Мы вместе с двумя опытными членами экипажа, отправлялись укатывать грот - нижний парус центральной мачты. Вдохнув поглубже, я вцепилась в ванты и стала карабкаться вверх. В один момент все вокруг изменилось удивительным образом. Я сосредоточилась, перестала замечать царившую на палубе суету и слышала только шум ветра и крики чаек...
Прицепив с пятой попытки карабин обвязки к стальному тросу, я вышла на перты. Устоять на тонких веревках, больно врезающимся в ноги оказалось невероятно сложно, грот рей напротив очень толстый, и за него неудобно держаться, а не держать вообще не вариант. Изо всех сил цепляясь за все подряд, что не очень-то правильно, т.к.есть перспектива ухватиться за не закрепленную веревку, я пыталась устроиться поудобнее для того, чтобы начать уже укатывать парус, а не только изображать из себя букву зю. Парус тяжелый, тянуть его к себе физически не простая задача. Переломав себе все ногти о плотную парусину, шатаясь из стороны в сторону, я пыталась не паниковать ...Ребята, работающие вместе со мной на рее, подбадривали, шутили и рассказывали, что после первого раза на мачте не могли ходить, ноги не слушались. Спустившись вниз, я загадочно улыбалась, борясь с желанием хлопнуться в обморок, дабы передохнуть от бушующих во мне эмоций.. Я подняла голову и посмотрела на аккуратно укатанный парус. Я там была! Я смогла!
Забегая вперед, я расскажу, что через несколько дней, во время переходя в столицу Аландских островов –Мариехамн, я снова оказалась на мачтах. Встречный ветер изменился и по динамику прозвучало:«Всему экипажу в режиме парусного аврала подняться на палубу!»
ПА-РУ-СА! Наконец момент, который я ждала больше всего. Мы пойдем под парусами! Страха больше не было, Я почти самостоятельно влезла в обвязку и взлетела вверх по вантам. Ярко светило солнце, рей не казался мне больше неудобным, я не цеплялась за все подряд, я развязывала сезни, освобождая парус. В какой-то момент я отвлеклась и посмотрела по сторонам. Ощущение полета и свободы, тишина и морская гладь до самого горизонта. Наверное, именно в такие моменты, не смотря на то, что на рее еще есть люди, ты остаешься один на один с кораблем. Белое полотно с глухим ударом упало вниз и наполнилось ветром. От осознания, что я помогла освободиться этой красоте, перехватило дыхание. И я еще долго не могла отвести глаз от белоснежных парусов на фоне синего неба и страдала от невозможности увидеть корабль со стороны.
В два часа дня начался общий выход кораблей из порта Турку. На набережной собралась огромная толпа народа, желающая поглазеть на парад парусов. Крузенштерн дал громкий протяжный гудок и тягач начал вывозить огромный корабль в море. «Штандарт же следующий по очереди» - с ужасом и одновременно неимоверной радостью подумала я. Наши ребята выкатили одну из корабельных пушек. Мы отшвартовались и, дав на прощание, собравшейся на набережной толпе 3 залпа, вышли в море. Происходящее казалось нереальным. Вот, слева по борту нас обогнал огромный Седов ,он прошел совсем близко, и я рассмотрела за его двумя штурвалами четырех матросов, справа показался Крузенштерн, между островков мелькал Мир. Все корабли шли на моторах из-за сильного встречного ветра. Но и без парусов зрелище было потрясающее.
В какой-то момент мы разошлись с большими кораблями и легли на свой курс к шкерам. Начался наш переход из Финляндии в Швецию.
Путешествуя на Штандарте, мы оказывались в довольно необычных местах, до которых сложно добраться будучи обычным туристом. Безлюдные маленькие островки с лесами, ломящимися от грибов и клещей, заброшенный военный бункер, солнечный Мариехамн, с вальяжными пушистыми котами на улицах, весь будто «пронизанный» морем.
Улучая свободные минутки я и другие новички слонялись по палубе , вперивая взгляды в бумажки со схемами такелажа и расположения снастей на Штандарте, пытаясь запомнить где какая веревка находится и какова ее функция. Но, даже выучив что-то, после команды капитана или офицеров из разряда: " Потрави шкот фор-марселя" теряешься и не знаешь куда бежать и за что хвататься. Быки, ноки, гитовы, шкоты, брасы, талевы, запутывались в голове в сложнейшие морские узлы. Так и хотелось закричать, словно двоечник в школе "Я учииил! Но все забыл!" А ощущение, что с нашей «помощью» фрегат благополучно затонет, начало покидать меня только под конец плавания.
Продолжение
(с)