Дневники команды

***

О главном: Кораблику хорошо там - в море, но плохо без всех нас, которых нет там. Корабль живет, дышит, ходит. Был отличный переход из Ставангера. Управлялись в две вахты. Тогда нас было 10 + Чел. Итого 11. Чел - это норвежское имя. В Ставерне нас стало 8. Очень запомнился выход с профэкипажем "Кристиана Радиха". Разделились на вахты, небольшой инструктаж - ребята взрослые, знают что к чему. Но, как мне показалось, не все были готовы работать с парусами или выходить наверх - наверное, профстатус не позволяет. Ведь у них существует четкое деление на тех, кто работает на мостике, кто с парусами, кто кок и т.д. Ребята проявили себя очень активно. Пришлось немало побегать. После выхода поделились впечатлениями: очень интересно, но тяжеловато. Да, тяжеловато и мне пришлось. Спустя годы кораблик меня все-таки победил. Тааак, я еще не болела. Мне казалось, что я могу похвастаться своей стойкостью к качке. Но тут, наверное, мое долгое отсутствие на борту сказалось, или уже психика не та.

С командой Кристиана Радиха хорошо подружились. Ходили к ним в гости на обед и ужин. Капитан провел для нас подробную экскурсию. Макс сводил их капитана к нам на грот, а мы залезли к ним на мачту. Ох! И какие же холодные у них снасти!! Пальцы немеют моментально. Мокрое, холодное железо - это далеко не наши веревочки. Как же приятно сжимать в руках теплые снасти и обнимать деревянный рей на Штандарте!

Вскоре на "Радих" прибыли кадеты, и мы проводили наших друзей в рейс к далеким жарким Канарам.
Помимо прочих переходов, запомнился выход Штандарта с участием норвежских школьников. Школьников мы повстречали на пристани дракаров. Они перебрасывали балласт из лодок, в то время как мы пришли к ним на экскурсию. Тогда Макс предположил: вот чем занимаются провинившиеся школьники в Норвегии - тягают камни. Но оказалось, что школьники участвуют в работах абсолютно добровольно и, более того, в сезон ходят по морям на дракарах. Тут, мы сразу и зазвали их на Штандарт. Зашли из далека - позвали на экскурсию. А потом пригласили с нами на парусно-тренировочный выход. Тут уж деваться им было некуда - как же мы (нас тогда было 5 вместе с капитаном) управимся без их помощи? Это был самый запоминающийся выход на Штандарте в период моего присутствия в Норвегии. На каждую мачту пришлось по одному нашему брату: я, Лера и Игорь, и по грозди школьников. Провели инструктаж, сходили на сезни, все поставили. Живых и не очень стало поровну. Ну ничего, живые были живее живых. Вот у меня на фоке было целых два Нортона (очень распространенное норвежское имя), руководитель группы и Кристина. Они такие умницы!! На поворотах работали быстро, понимали с полужеста, чего хватать, а что оставить в покое. Несмотря на то что многие пролежали весь выход, всем очень понравилось. На следующий день вышла газета со статьей, фотографиями и интервью школьников.
Такую практику нужно продолжать. Хорошо бы привлечь норвежскую молодежь к нашему проекту. Погода позволяет - нужно ходить.

Информация о Штандарте несколько раз попадала в СМИ области, чаще в печатные. В первые дни пребывания Штандарта в Ставерне и Ларвике было очень много посетителей, мы несли полноценные вахты на трапе, раздавали буклеты, проводили экскурсии, беседовали, обзавелись друзьями, которые еще не раз приходили на борт. Приятно было встречать людей, которые помнят корабль с его предыдущего захода в Ларвик в 2004 году. Нам приносили фотографии Штандарта, Мира. Местный народ хорошо знаком с нашим парусником "Мир". Со временем народу стало приходить все меньше и меньше, особенно, в Ставерне. Бывали дни, когда ни один человек не заходил на борт. Просто Ставерн очень-очень маленький городок. Все жители могли посетить кораблик за 1 день. Но участники проекта по строительству брига постоянно приобщали нас к каким-нибудь городским или областным событиям.

Так, в один из выходных дней в Ларвике праздновали ночь культуры. В городе был запланирован ряд мероприятий: официальная часть в морской церкви с участием хора, оркестра, губернатора города, военных моряков, членов клуба моряков и других жителей города; городская лотерея; концерт; фейерверк. Может быть что-то еще, о чем я не знаю. Мы очень хорошо подготовились к празднику. Нас было 5, но мы в тельняшках. Штандарт вошел в город с пальбой из пушек (благодаря Игорьку). Наш образ гармонично дополняли находящиеся на палубе вояки в красивых мундирах. На камбузе был приготовлен борщ (благодаря нам с Лерой ), который наши друзья заранее разрекламировали в Ларвике. Горячий борщ был очень кстати для гуляющего в пасмурную, мокрую погоду народа. Сразу после прибытия нас пригласили участвовать в официальной части праздника в морской церкви. Макс, Игорь и я облачились в наши лучшие наряды на борту - колготки и треуголки не забыли. Даже гитару не забыли, потому что нас вдруг известили, что мы будем выступать. Сидя в первом ряду рядом с губернатором и его женой, мы с Максом пытались морально подготовиться к "выступлению". Игорек был готов, ведь это он успел до этого прославиться во всех местах, куда нас приглашали . Когда мы с Максом поняли, что морально не готовы испортить песню, мы подло подставили Игоря. Так как все действо в церкви происходило на норвежском языке, не трудно было заметить, когда прозвучало имя Igor - Игорь пошел... Я не помню, как называется песня, которую он пел. Но помню, что он сказал по-английски: "это русская морская песня о моряке, который скучает по родному городу". И он сыграл и спел! И это было здорово! Очень сильно, эмоционально и энергично! Ему аплодировали. Игорь отдувался за весь наш Штандартовский хор уже не впервые. Он просто спасал нас, когда нас поставили к стенке участники морского хора в Лангезунде. Сначала завлекли чаем и вафлями, а потом поставили к стенке и сказали петь. В тот раз мы подпевали Игорю как миленькие. В городскую праздничную лотерею мы выиграли вафельницу. Из церкви нам нужно было вернуться на борт, потому что нас ждала публика. Весь вечер принимали гостей, хотя погода была мерзкая, и из-за нее отменили фейерверк.

По поводу судовых работ: людей на борту мало, но время судовым работам уделять надо. Пока Талья была на борту, она занималась расходниками, устанавливала кофельнагельные планки, находила чем заняться. Леша почти постоянно был чем-то занят в машине, электрикой, гальюнами. У него то уж точно работы хватало. Починили пару флагов. А самое глобальное, что мы сделали - отмыли оба внешних борта от ржавчины. Теперь у кораблика красивые, ярко-желтые борта. Вообще, Штандарт нуждается в основательном косметическом ремонте. Так как несколько штормовых стоянок дали о себе знать. От швартовов и веревок от кранцев как всегда страдают планшири, борта, венки, и даже обшивка вытяжек машинного отделения не выдержала. Частично при помощи подручных средств удается защитить борт от истирания, но не всегда.

Ну и, конечно, хочется отметить хорошее руководство капитана. Я и, наверное, остальная команда, полностью доверяли ему в море. Руководство Макса на берегу, на мой взгляд, было очень грамотным. Он всегда полностью владел всей ситуацией, решал сразу несколько вопросов, поддерживал связь со всеми контактными лицами, инстанциями на берегу. Несмотря на то что у него появилось много серьезных дел, задач, встреч, вопросов, он не удалялся от остальной команды. Это очень важно, когда команда очень маленькая. Всегда и во всем старался быть с нами: вахтил, мыл палубу, чистил борт, мастерил ящики и даже пек корабль. Спасибо!

© Маша Панова

25-30 ноября 2009

25.11 Маша и Игорь уъехали сегдня в 9.00. Рёдер подбросил их до Ларвика, где они садятся на поезд до аэропорта Осло. На борту осталось 3 человека. День проходит спокойно, работа – слаженно, но ребят все же не хватает. Скучаем.

Сегдня на верфи великое событие – открытие нового моста. Он ведет через канал, который заканчивается в 200 метрах от моста, и теперь не нужно будет проделывать этот огромный путь, а пересекать канал по мосту (ширина самого канала около 7 метров). Церемония была подготовлена с местным размахом: 5 человек (Макс, Лера и 3 ставернца) промаршировали от Штандарта до моста. Зрителей было не больше 15 человек, половина из них – наши спасатели, которые случайно проходили мимо. Послушали речь, разрезали ленточку, подняли русский и норвежский флаги. Затем был 15-ти минутный фуршет из безалкогольного шампанского. Было скучно, и поэтому забавно. На следующий день в газете появилась статья об этом событии с нашими фото.
Погода начинает ухудшаться. Из-за отраженной волны корабль сильно раскачивает. Шватровым концам и кранцам очень не нравится здесь.

26.11
Очень сильный ветер и волны. Ночные вахты по 3 часа, лопнул кранец и швартовый конец. Но, судя по прогнозам погоды, во второй половине дня ветер стихнет. Ждем. Из-за погоды не пошли в Крагере. Ветер до 16 метров, 6 метров волна. На переход к нам собирались волонтеры - 5 яхтсменов из Ставерна. Пришлось их расстроить, но в Крагере мы пойдем все равно, т.к. обещали, и в газете местной про визит Штандарта уже статья появилась.
Сегодня закончили монтаж гирлянд – пустили еще одну по борту под планширем и подвели все к 2 выключателям на полуют так, чтобы можно было все зажечь одновременно.

27.11
Сегодня позвонил Слава – не может найти нас в Крагере. Он не последовал инструкциям Макса, не отзвонился из Осло и не знал, что в Крагере мы не пошли. После долгих раздумий, он написал, что идет в Ставерн пешком. Это стало шуткой дня, но он действительно оказался на борту к 18.00.
Привез нам долгожданную ручку для каюты Макс и лампочек. За несколько часов до него ящик лампочек принес так же капитан порта.
Завтра на верфи открывается Christmas market. За места на ярмарке все платят денежку, но Рёдер организовал мам бесплатный стол. Готовим стенд: перевезем сувенирный рундук, готова презентация на ноутбуке, российский флаг и листовки.

28.11
Утром пришло смс из Крагере: сожалеют об аварии поезда в России. Мы приспустили флаг.
Рождественская ярмарка получилась довольно большая, столько народу в Ставерне мы еще не видели. Сувениры, правда никто не покупал, зато угощали Леру вафлями и кофе – польза вышла все равно.
Утром вышла газета с фото Штандарта с зажженными гирляндами. Вечером мы оказались в центре праздника. Сделали 6 залпов и зажгли гирлянды всем на радость. Макс участвовал в официальной части праздника на площади, с которой все наблюдали шоу: принял слова благодарности и норвежский флаг (подарок Штандарту).

29.11
Ветер стих, было принято идти в Крагере сегодня. Из волонтеров присоединиться к нам смог только одни – Ганс.
Днем Лера ходила в супермаркет с дамой из реконструкторского клуба на верфи. Они решили оплатить нам покупок на 1000 крон. Очень милые и энергичные дамы. По приходу в Крагере экипаж пригласили на ужин в дом Пера (знакомый Рёдера, который занимается нами в Крагере).

30.11
День очень холодный, посетителей крайне мало. На борт заходили Пер и Эйнар (начальник крепости) с супругами. Обсуждали всякое умное, договорились стреляться во вторник. 3 залпа до 14.00.

***

Провела на корабле добрых 45 дней. Перемещались мы по небольшим южным городкам Норвегии: Ставерн, Ларвик, Поршгрюн, Лонгезунд и что-то еще. Основным местом пребывания Штандарта остается городок Ставерн. Здесь находится верфь, на которой собираются строить деревянный бриг. Организаторы, участники и волонтеры проекта очень рады нам, всеми руками и ногами за то, чтобы кораблик остался на зимнюю стоянку около верфи. Здесь крепко подружились с дядюшкой Карс(ш)теном, Рёдером и тетушкой Рюной. Это люди, которые не только пытаются помочь в решении "глобальных" вопросов: визы, стоянки, береговые службы, береговое обеспечение и т.п., но и забегают по вечерам в гости, просто поговорить, попить чаю, посмеяться. Эти люди уже понимают наши шутки. Для них, например, выражение talktoThor звучит также смешно, как и для нас. (Нам просто очень часто приходится обращаться к дядюшке Тору. Поэтому в речи постоянно присутствует словосочетание токтутор.)

Нас всячески пытаются привлечь к делам на верфи, городским мероприятиям. А мы и не сопротивляемся. С удовольствием помогли со сбором яблок и груш, которые нам и достались. Участвовали в уборке территории на верфи. Покрывали олифой деревянные повозки. Даже мастерили ящики для городских клумб - вот тут-то мы и показали наше мастерство в работе с деревом . А еще из коротких кусков гирлянды собирали длинную гирлянду для украшения городских улиц перед рождеством. В итоге, нам досталось, наверное, не меньше двух километров гирлянды для украшения корабля. Так мы с радости такой рождественский лес из трех елок на борту устроили, что нам сразу же пригрозили попасть в завтрашнюю газету.

Пока бриг собирается строиться, мы строили кэндисшип для участия в местном конкурсе пряничных домиков. Нам принесли стройматериалы: ведро теста, несколько килограмм марципана, несколько бухт лакричных веревок и многое другое. Кто-нибудь видел прежде Максуда со скалкой? Глядя, как Максуд Джумшутович старательно согласно чертежу раскатывает шпангоуты из теста, я ни чего другого вымолвить не могла, как только: И до чего же Вы, батенька, докатились? Ох, нелегкое это дело - строить корабль. Вот тут-то мы и убедились, как важны штаги. Без штагов все мачты в кучу, а бушприт на полшестого. Но мы справились, лакричные снасти не подвели. Приз на конкурсе явно будет наш!

В Ставерне находится, если я правильно поняла, лучшая школа спасательных служб на воде в Европе. У них 6 раз в год проводятся спасательные учения. В этот раз команду Штандарта пригласили принять участие, посчитав это полезным для нашего опыта. Мы, конечно, были очень благодарны, что о нас подумали. Участвовали Макс, Лешка, Лера и я. Игорь остался на борту. Конечно же, роль, на которую мы могли претендовать, оказалась - пострадавшие. Сначала руководитель учений ознакомил нас со схемой операции, затем провел экскурсию по школе, пригласил на обед. Потом нас облачили в "космические" костюмы и мы отправились на место предполагаемого столкновения парусника "Титаник" и эстонского грузового кораблика.

Поврежденный Титаник потерял управление, его несло прямо на скалы. Грузовой кораблик в результате смещения груза получил опасный крен, остался без управления. В результате: Мы с Лешкой вдвоем, видимо, оказались самыми опытными и шустрыми в вопросах спасения, ибо ни каких повреждений не получили, слиняли в спасплот и спокойненько дрейфовали, пока спасательный катер не промчался мимо и не устроил нам расколбас. Лера и Макс, судя по обстоятельствам, не успели совладать с ситуацией, так как оказались завалены грузом на борту эстонского пароходика. Тельце норвежского пострадавшего вообще бултыхалось в воде. Ну, и как же без трупа? Труп на грузовом судне. С этой ролью отлично справился школьный манекен-тренажер.
Спасательный катер и вертолет работали слажено в паре. Сначала катер подошел к борту грузовичка, оттуда высадились бодрые ребята в шлемах. Нашли нашу Лерку и вежливо списали на вертолет. Затем они откапали Максуда. Но с ним не так все просто оказалось. Макс так правдоподобно притворялся контуженным, что заставил понервничать спасателей. Они отволокли недвижимого Макса к вертолетному тросу и десантировали его вслед за Лерой. На носилках в воздух подняли и труп. Пока часть спасателей работала на борту грузового судна, катер занимался спасением человека в воде. Переохлажденному пострадавшему тут же на борту катера оказали медицинскую помощь. Затем спасли и нас с Лешкой. Надели на каждого пояс и гроздью подняли на вертолет. Так завершились учения. Спасательная бригада с удовольствием приняла наше приглашение на экскурсию по Штандарту. (продолжение следует)

© Маша Панова

Ставернские дневники 20-25 ноября 2009

20.11 Наши друзья из Seaman’s club договорились о бункеровке по очень низкой цене. Заправились на 2 куба, по 4 кроны за литр.

21.11 С утра установилась хорошая погода, мы вернулась в Ставерн. Перед отплытием одни пожилой мужчина подарил Штандарту рукодельное панно с фотографиями и плетением, которое сделал сам в 2004 году. Мы пригласили его семью на борт, провели экскурсию, и выпили вместе чаю.

Заправились водой, пускали на борт посетителей. Город украшают к Рождеству. Мы помогли монтировать новые гирлянды, а старые нам предложили взять для украшения корабля (около 2000 метров!) Сегодня закрепили гирлянду на гроте (около 80 метров). Красотища! Часть гирлянд ушло на хозяйственные нужды, а именно, подсветку трюма, ибо лампочек катастрофически не хватает. Наш друг Карстен познакомил экипаж с ребятами из одной британской съемочной компании. Они снимают фильм на маяке возле Ставерна. Корабль им очень понравился, поступило даже предложение в будущем снимать на борту другой фильм. Вечером все были приглашены на рюмочку чая. Получились веселые шумные посиделки до поздна. Гостей было около 20, мы угощались норвежской картофельной водкой и морепродуктами (подарок от соседнего ресторана).

22.11 Что-то экипаж заболел. Общего здоровья хватило только на уборку и мелкие хозяйственные работы.

23.11 Наконец то мы приступили к строительству корабля. В течение недели нас снабжали стройматериалами: тесто, лакрица, конфетки. Каждый год в Ставерне проходит конкурс на лучший кондитерский домик (по мотивам одной сказки про ведьму, которая заманивала детей в дом из сладостей). Нащ друг Рёдер (волонтер проекта строительства брига) придумал приготовить не дом, а кораблик. Мы (как могли) помогали готовить этот Candy ship. Испекли шпангоуты из печенья, лакричные тянучки использовали как снасти, склеивали все это чудо гоголь-моголем. Что получится в итоге узнаем когда вернемся из Крагере, т.к. завершали работу уже не мы, а сам конкурс пройдет в выходные, когда нас не будет. Из за сильной волны перешвартовались на другую сторону пирса.

24.11 Учения. Сегодня мы закончили монтировать рождественские гирлянды на Штандарте. В итоге получилось 4 елочки, которые видно со всего Ставерна. Во время работы к нам подъехала пожарная машина… пожарные сфотографировали корабль и уехали, все прохожие в восторге, как и мы сами. Работать закончили в час ночи, и до самого конца на берегу стояла машина и подсвечивала корабль дальним светом, чтобы сделать хорошие фотографии. Ребята обещали подарить нам диск с этими фото и фото Штандарта в предыдущие года, и еще постараются поместить фото с гирляндами в местной газете. Ужинали в начале первого, Маша и Игорь собирали вещи перед отъездом.

Самое яркое происшествие дня в изложении Макса: «Лежу прислонившись щекой к ржавой палубе маленького эстонского парохода. Предательский кусочек полиэтилена прилипший к палубе колышется на ветру, щекочет мне ноздрю, и ужасно мешает притворяться смертельно раненным. Эх, почесаться бы сейчас! Но пошевелиться никак нельзя, сразу найдут. Да и возможностей пошевелиться не шибко-то много: при столкновении меня завалило автомобильными покрышками, досками, деревянными ящиками и ещё каким-то хламом.

Нам-то с Лерой повезло ещё, мы хотя бы остались на корабле, а вот Маня с Лёхой болтаются сейчас где-то между скал на тщедушном спасательном плотике. Хотя, кому из нас повезло больше, это ещё вопрос. Слышен звук мотора приближающегося катера. Они уже совсем близко. Лёгкий удар об борт нашего корабля, топот ног, возгласы на незнакомом языке. Ну всё. Приехали, сейчас заберут. Леру нашли первой. Чувствую, как надо мной начинают разгребать обломки. Появляется голова в шлеме. Вопит что-то на своём языке, явно обращаясь ко мне. Наверное, интересуется, как я себя чувствую. А как я, блин, должен себя чувствовать, если я лежу на палубе мордой вниз, без движения, заваленный чёрт знает чем?! В ответ ему закатываю глаза и высовываю язык: дескать, бывало и получше. Да куда-ж ты меня поволок-то, нелюдь? Проверил бы сначала, не сломано ли у меня чего? Во! вроде одумался, прощупывает руки, ноги, шею, позвоночник и рёбра. Перевернул меня на спину, зовёт товарища, дескать, давай этого грузить.

С жутким грохотом над кораблём появляется полосатое брюхо Sea King. Ох и здорово же из-под него сифонит! Вода аж бурлит вокруг корабля! Никогда ещё не приходилось видеть вертолёт с такого ракурса и на таком расстоянии. Открывается люк, на стальном тросе на палубу спускается человек. Надо же, с первого раза попал на палубу! Глазом не успел моргнуть, а Леру уже затаскивают в вертолёт через бортовой люк. Интересно, кто следующий? «Алё, товарищи, да куда-ж меня вперёд ногами-то, а? Живой я ещё!» Накидывают на меня петлю, доля секунды, лёгкое касание головой об брюхо вертолёта. Слава богу, вовремя остановили лебёдку. Сразу видно, дядьки не первый день занимаются подобными делами. Тем временем там внизу наших ребят поднимают с плота на спасательный катер, видимо, не суждено им прокатиться на вертолёте сегодня. Приземлились на вертолётной площадке в Ставерне. Не очень-то вежливо экипаж вертолёта распрощался с манекеном, изображавшим труп: Они бесцеремонно выбросили его прямо на посадочную полосу, и спокойно себе улетели в неизвестном направлении. Я перекинул «труп» через плечо, и мы с Лерой неспешно поплелись в направлении спасательной базы, обсуждая по дороге прошедшие учения, вызывая своим видом недоумение прохожих. А ещё через пятнадцать минут на том же самом вертолёте доставили остальных «пострадавших»: Маню и Лёху. Их подобрали со спасательного катера. Image Вот так мы приняли участие в учениях спасателей норвежской школы Съёрденингскёле (произносится как то так)... Вечером ребята были на экскурсии на борту, выпили с нами чаю.

25.11 Сегодня мы участвовали в церемонии открытия моста в Ставерне. Событие маленькое, скучное. Был дождь и ветер, но мы выполнили обещание и пришли нарядные на торжество, поднимали норвежский флаг.

«Почему именно Астрахань?» - поездка в Астрахань с 1 по 10 марта

«Мы на журфаке учимся или где?» - подкалывали меня однокурсницы, заглядывая в мой конспект по кораблестроению. Под «или где», видимо, подразумевалась Корабелка. Я невозмутимо продолжала изучать строение парусника, мысленно предвкушая практическое применение знаний, «начитанных» из разных источников.

И вот оно наступило – 1 марта, и по совместительству день отъезда в Астрахань. А туда штандартовцы ехали не на солнышке греться (хотя и за этим тоже) и даже не есть арбузы (ибо не сезон), а строить парусник. Двое астраханцев, «заболевшие» так же, как и наш капитан, историческими кораблями, основали фонд с целью построить реплику первого русского военного корабля «Орел». А петербуржцев, то есть нас, пригласили опытом обменяться, себя показать и Астрахань посмотреть.

Почему именно Астрахань? Царь Алексей Михайлович приказал построить «Орел» в 1668 году, он должен был стать первенцем будущего Каспийского военного флота. Но судьба порешила иначе: на пути вниз по матушке-Волге в районе Астрахани корабль захватили разбойники Стеньки Разина. Ребята явно оказалась не способны управлять трофеем и вскоре сели на мель. На этом история оригинального «Орла» заканчивается. Искренне надеюсь, что судьба современной реплики исторического корабля будет более славной.

Астрахань – замечательный город. Доброжелательный и гостеприимный. Белые стены колоколен и соборов рядом с модернистскими зданиями банков и прочих солидных предприятий. А вот такой он, город Астрахань: в нем даже самые очевидные противоречия чудесным образом оборачиваются гармоничным союзом.

«Итальянские» дворики с деревянными галереями, кошками и голубями… и лестницами на второй этаж, увитыми плющом. Широкая Волга с неспешно проходящими судами. «Бумер» на аккордеоне. И солнце! Нескромно яркое, заставляющее прикрыть глаза. Как мне не хватает тебя, астраханское солнышко, в Петербурге с его капризной погодой…

До поездки не все были знакомы друг с другом, и капитан в поезде решил это исправить…в игре. Как в детстве когда-то, мы играли в «имена». Кто бы мог подумать, что спустя пару дней эти люди будут запросто общаться, будто знакомы не один год. И понимать друг друга с полуслова на плазе. Конечно, не сразу сказка сказывалась. Послушав в первый день разговоры капитана, Иры, Паши и Сергея я поняла, что ничегошеньки-то я не понимаю и не умею. Спасибо кэпу: он сразу же грамотно распределил обязанности на первые часы работы. А ведь хорошее начало – уже пол-дела. А дальше только успевай схватывай, усваивай да реализуй на практике.

За четыре дня мы сработались. Сработались в настоящую команду. Самое бесценное, конечно, знания и навыки, что я получила за время нашей недолгой поездки. Их не было бы, если бы не было команды.

Кажется, о рабочем времени можно написать больше всего. Ведь для того и ехали в Астрахань. Но слов не находится, да и не надо, наверное: о работе руками не расскажешь, надо пробовать самому, учиться у других и пробовать на практике. И когда увидишь результат своего труда, поймешь его цену.

С этим связано яркое впечатление, почти контраст. Киль в первый «экскурсионный» день не более, чем обычное «бревно», за четыре дня в моих глазах превратился в «живую» основу корабля, которую поворачивали, измеряли, которой любовно разглаживали «морщинки». И как грустно было уходить с верфи в последний день, многократно оглядываться на первые шпангоуты, гордо поднявшие над верфью свои топ-тимберсы, которые мы устанавливали своими руками, слабыми по отдельности, но сильными вместе.

© Екатерина Головина

Страницы: Пред. | 1 | ... | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | След.