«Из жизни юных такелажников»

Дата публикации:
10.08.2017

Впечатления Will Grey

Некоторые пояснения для тех, кто не вполне в курсе терминологии.

На корабле, как известно, есть мачты. Они сделаны из стала деревьев, и очень сложно находить деревья такой высоты, как мачты, поэтому они составные, из трех частей. Над мачтой стоит стеньга, а над ней - брам-стеньга. На верхушке каждого предыдущего уровня находиться деревяшка с отверстием, в которое вставляется продолжение, она называется эзельгофт. Каждую часть ванты тянут вбок и не дают падать в стороны, толстая веревка штаг тянет вперёд и не даёт падать назад, и драке веревки фордуны тянут назад и вбок, и не дают падать вперёд. Стеньги должны висеть на данных оттяжках в отверстии эзельгофта, не касаясь его. Таковы идеальные условия. Теперь суровые будни.

За время ремонта мы натянули все вышеназванные веревки, и обтянули не по одному разу, что несколько однообразно и утомительно. Делается это цепной талевой (лебедкой), с продергиванием нескольких кругов веревки через блоки. И вообще-то, это стоячий такелаж, то есть делается, закладывается, и долгое время не требует вмешательства.

Началось это еще в Турку. В списке корабельных работ был пункт, что один из фордунов грота сместился в основании, и его надо подвинуть. Для этого его надо было раздать, но так, чтобы не вылетела планка, привязывающая его к вантам. Мы сделали это, но в процессе, чтобы два раза не вставать, решено было подправить все остальное, поскольку оно подпросело с ремонта, и стеньги болтались.
Роздали и ослабили штаг. Штаг ответил: “Твои жалкие усилия, ничтожный человек, я игнорирую. Я грот-стень-штаг, а чего добился ты?” И ничего не изменилось. Мы на гроте обтянули фордуны, обтягули ванты, обтягули штаг (он также проигнорировал нас и в обратную сторону), поставили брам-стеньгу в идеальное положение, успокоились, и смело пошли в регату. 

Перед штормом, как я уже говорил, вспомнили про брам-стень ванты, которые болтались, как парус без ветра, хотя должны держать кусок дерева. Это не говоря про то, что по ним еще и подниматься удобно неплохо бы.

В Клайпеде, после регаты, Брат Михаил увидел, что грот-брам-стеньга, вместа приданного ей идеального положения изгибается дугой назад. И роздал ее фордуны. И колесо сансары провернулось заново.

Брам-стеньга легла назад, потому что стеньга легла вперед, потому что у нее ослаб тот самый невозмутимый штаг, и на его натяжение начали влиять закрепленные на нем веревки. В добавок, у нас просели две вантины.
А еще ванты брам-стеньги все еще болтались.

Поэтому кратко нашу жизнь можно описать так: сначала мы тянули фордуны, раздавали штаг, тянули ванты, тянули штаг, тянули ванты, тянули ванты, тянули фордуны, раздавали фордуны, тянули ванты, раздавали штаг, тянули фордуны, тянули ванты, тянули фордуны, тянули штаг, тянули ванты. И очень хотели обтянуть брам-стень ванты.
Периодически процесс застывал в фазе тупняка, когда каменный цветок не выходил. Периодически он сменялся паническими попытками сделать все сразу и осознанием того, что это только одна мачта, а у нас их три.

Очевидно, нам очень мешало то, что талев у нас всего две, поэтому работать могут только два человека. Очевидно, нам мешало то, что у нас были толпы туристов, а при них работать нельзя, если мы не хотим на палубе кровавое крошево из раздавленного талевой аборигена.

Апофеоз наступил за день до выхода в море. Грот тянулся по хитрому плану, погибшему об тот факт, что штаг фока тоже оказался не натянут, и вместо того, чтобы притянуть стеньгу к фоку, мы притянули фок назад.
А брам-стеньга несмотря на все тяготы с раздаванием и перетяжкой занимала свое идеальное положение без нагрузки на тот самый штаг. А с нагрузкой запускалась система накопления багов, и она сгибалась в серповидную дугу.

В это время команда приехавших трейнизов под руководством капитана являла чудеса воли на бизани. Все талевы мы забрали на грот, поэтому они пытались тянуть все руками и блоками, с привлечением как неквалифированного, так и детского труда.

В качестве подарка за героический труд, мы получили дозволение обтянуть брам-стень ванты.

Да, для тех, кто интересовался гонкой. По пересчитанным результатам мы только четвертые. Но сегодня начинается следующий этап.