Украинский капитан петровского «Штандарта»

Дата публикации:
24.08.2007

Владимир Мартусь никогда не забывает о своих украинских корнях, хотя вся его жизнь связана с Петербургом. Здесь он родился, окончил вуз (Ленинградский кораблестроительный институт), затем в конце 1980-х увлекся новым в Союзе видом спорта — виндсерфингом, в котором достиг значительных успехов: несколько раз становился чемпионом СССР и завоевал «серебро» на чемпионате мира. Здесь реализовал свою давнюю мечту — построил копию бывшего флагмана Балтийского флота, петровского фрегата «Штандарт». Ныне его творение — одна из главных достопримечательностей второй российской столицы.

Узнав, что я представляю одно из популярнейших изданий нашей страны, Владимир с большим энтузиазмом принялся рассказывать о нынешнем увлечении, но прежде «предъявил доказательства» своей связи с Украиной.

«Мой отец, Вячеслав Алексеевич Мартусь, родом из села Новоукраинка, расположенного теперь на территории Кировоградской области, — рассказывает он. — Места там абсолютно «сухопутные», поэтому вдвойне удивительно, откуда у него, парня из украинской глубинки, проявилась тяга к морю. Окончив школу, отец уехал в Таганрог, где поступил в судомеханический техникум. Проходил практику на паруснике «Седов», служил на подводной лодке... А в 1953 г. судьба занесла его в Ленинград: здесь предложили работу в кораблестроительном институте. В 1966-м на свет появился я и вскоре перенял отцовскую любовь ко всему, что связано с морем, кораблями...»

Все началось с «Помора»

С детства Владимир Мартусь мечтал построить настоящий парусник. И вскоре случай подарил ему судьбоносную встречу. В начале 80-х гг. ученые-историки и энтузиасты в Петрозаводске объединились в клуб путешественников «Полярный Одиссей» для изучения поморской традиции кораблестроения и воссоздания копий ладей и кочей.

За несколько лет клуб воссоздал «обыкновенные» ладьи «Гурмант», «Вера», «Надежда», «Любовь»; «заморскую» ладью «Святитель Николай»; коч «Помор». К этим энтузиастам примкнул и Мартусь. В 1989 г. он в качестве старшего помощника капитана «Помора» участвовал в трехтысячемильном переходе по четырем морям — Белому, Баренцевому, Норвежскому и Гренландскому к архипелагу Шпицберген. Через год на том же судне совершил вояж вокруг Скандинавии.

Условия этих плаваний были средневековые: на 12-метровом суденышке отсутствовали двигатель, электричество и какая бы то ни было связь с внешним миром. Это была первая в России экспедиция, моделирующая плавание древних мореходов.

Полученные опыт и новые знания дали право Владимиру Вячеславовичу приступить к осуществлению детской мечты — постройке собственного корабля. Для начала («чтоб попробовать») он решил воссоздать одномачтовую шхуну XVII в. «Святой Петр», которая была спущена на воду в 1990 г.

«Четыре года я проплавал на «Святом Петре» — был во Франции, Англии, Германии, посмотрел все европейские морские музеи, много схожих кораблей облазил сверху донизу. И вернувшись в Питер, уже знал, что мне делать дальше», — делится воспоминаниями Мартусь.

Фрегат — за пятилетку

То, что большой деревянный парусник построить в принципе можно, Владимир понял, когда посетил Голландию и узнал о проекте «Батавия»: местная группа энтузиастов начала строительство 66-метрового торгового судна, причем проект получил поддержку городских властей.

Однако решение, какой именно корабль строить, созревало долго. Было предложение строить пакетбот «Святой Павел» Беринга, но Мартусь предпочел остановиться на «Штандарте» — первом фрегате Балтийского флота, имеющем непосредственное отношение к Петербургу и его основателю.

Корабль был заложен 4 ноября 1994 г. — ровно за два года до пышного празднования 300-летия российского флота, и Мартусь не без оснований надеялся на государственную поддержку собственного проекта, чтобы завершить постройку «Штандарта» как раз к этой дате. Однако среди многочисленных статей расходов на подготовку к юбилейным торжествам средств на хоть какое-то финансирование уникального для России проекта не нашлось. И Владимир Вячеславович принял единственное решение: невзирая ни на что, каждодневно, хотя бы понемногу двигаться к поставленной цели с небольшой командой верных добровольных помощников.

Для реализации этой идеи пришлось даже продать шхуну «Святой Петр», дальнейшая судьба которой тоже любопытна. Англичанин, купивший судно, привел его на Канарские острова, а потом неожиданно для многих взял курс на запад. С экипажем из пяти человек он за 27 дней пересек Атлантический океан. Сейчас «Святой Петр» катает туристов в Карибском море.

Если петровский «Штандарт» силами примерно пятисот человек был построен за пять месяцев, то строительство его «потомка» растянулось на долгие пять лет.

«Начинали мы втроем, через год нас было уже шесть, еще через год — около двенадцати. То есть команда каждый год удваивалась, — вспоминает Владимир. — Иногда я оставался совсем один на пустыре у Смольного, где строился «Штандарт». Но все эти годы меня поддерживала мысль, что всякое счастье надо выстрадать. То, что достается даром, никогда не ценится».

Задача осложнялась еще и тем, что подлинных чертежей петровского корабля не сохранилось. Впрочем, после флагманского фрегата в XVIII в. было построено еще девять кораблей по тому же проекту, и от некоторых из них сохранились какие-то чертежи и даже модели. Историк Виктор Крайнюков после трех лет поисков воссоздал по крупицам всю необходимую документацию — не только точные чертежи «Штандарта», но и материалы, относящиеся к его последующей истории. Владимир Мартусь с глубокой благодарностью отзывается о титаническом труде своего товарища: «Если бы не его работа, то «Штандарт» не состоялся бы».

Следует, однако, заметить, что нынешний «Штандарт» далеко не точная копия своего прототипа. В отличие от петровского фрегата, на сегодняшней его копии установлен двигатель в 560 л. с., современное навигационное оборудование, система пожаротушения, проведено электричество.

«Думаю, если у Петра I была б возможность поставить двигатель, он бы ею воспользовался», — отшучивается Владимир.

Кроме того, все отличия копии от оригинала Мартусь, по его собственным словам, постарался «спрятать» — во всяком случае при поверхностном осмотре найти их почти невозможно. А если серьезно, то капитан «Штандарта» считает себя не вправе пренебрегать современными мерами безопасности плавания, когда ему вверены жизни трех десятков человек экипажа. Кстати, а кто они?

«Гардемарины» Мартуся

Естественно, что после спуска корабля на воду безусловный приоритет при наборе команды был отдан тем, кто участвовал в его постройке. Более того — первые два года она только из таких людей и состояла. Однако затем произошла коренная трансформация.

Во-первых, как и можно было ожидать, после завершения фрегата, положившего название всему проекту, Мартусь с командой взялся за постройку новых кораблей.

А во-вторых (и это главное!), Владимир Мартусь изначально запрограммирован на то, чтоб свои достижения делить с окружающими его людьми. На вопрос, в чем состоит различие между ним и путешественниками-одиночками, например Федором Конюховым, капитан «Штандарта» отвечает: «Мы с ним расходимся принципиально в том, что он один идет в море, один преодолевает трудности, один наслаждается победой и держит это в себе, а мы стараемся, чтобы как можно больше людей могли испытать это».

Сегодня попытаться стать участником проекта «Штандарт» может любой желающий. Новый набор производится каждый год осенью. Подписав заявку на участие, вы становитесь волонтером, что дает большое преимущество при последующем наборе экипажа для участия в плавании.

«Наша «целевая аудитория» — молодые люди в возрасте 15 — 25 лет, — говорит Мартусь. — Прежде всего они должны по-настоящему хотеть попасть на «Штандарт». Кроме того, знать историю корабля. Причем информацию необходимо найти самостоятельно в библиотеке или в интернете. Обычно приходит более 400 человек. Им предлагается поучаствовать в работах по подготовке корабля к навигационного периоду (примерно по 10 часов в неделю). Это вахты, работа на камбузе. Ребята конопатят и заливают смолой борта, красят палубу, ремонтируют мачты и паруса — в общем, делают то, без чего корабль не выживет».

Таким образом, Владимир Мартусь следует петровским традициям. Петр I, в 1701 г. основав первую «Навигацкую школу», набрал в нее 200 человек. По завершении обучения сам экзаменовал учеников и выносил резолюции: «в солдаты», «в артиллерию», «оставить в учении», а самых лучших — «послать за море». Вот и сегодня «за море» (т. е. в плавание) отправляются наиболее достойные. Правда, неудачников «в солдаты» нынче уже не отдают.

Для многих парней работа на «Штандарте» — это путевка в жизнь. И хотя далеко не все из них связывают свою последующую судьбу с морем, приобретенные профессиональные навыки, умение работать в дружном коллективе и в то же время при необходимости принимать самостоятельные решения — прекрасное подспорье на любом поприще. А еще участие в таком проекте — замечательное средство патриотического воспитания молодежи.

Бросить все ради детской мечты

Однако в проект приходят и люди постарше, которым уже за пятьдесят, шестьдесят и даже за семьдесят! Яркий тому пример — Андрей Дмитриевич Пясецкий. Ему 54 года. Всегда хотел быть моряком. В молодости поступал в военно-морское училище, но не прошел по конкурсу. В итоге окончил электротехнический институт и 31 год проработал в Сибири в Нижневартовске. У него трое детей, а сейчас и трое внуков. И вдруг...

«Представьте себе, — рассказывает Андрей Дмитриевич, — сижу я на кухне и слышу по радио рассказ о «Штандарте». Меня прямо в жар бросило. А тут диктор, словно отвечая на мой вопрос, заявляет: ограничений по возрасту для приема нет. На следующий день я был в офисе команды».

Бывалые участники проекта могут поведать немало других трогательных и удивительных историй о поворотах в человеческой судьбе. Одна из них связана с британским историком Грегори Палмером.

Еще в 1992 г. на шхуне «Святой Петр» Мартусь зашел в Лондон. Однако срок действия виз истекал, и чиновники из паспортного управления настояли на скорейшем выходе шхуны в море, несмотря на штормовое предупреждение. И вскоре судно попало в одиннадцатибалльный шторм, к тому же на борту не было подробных карт и лоций, и время от времени корабль скреб днищем подводные камни. Иногда мощные валы бросали его на мель, раскачивали, срывали и несли дальше...

«Был момент, — вспоминает Владимир, — когда я подумывал спускать на воду спасательные плоты».

Но все обошлось, и изрядно потрепанной шхуне удалось стать на якорь в порту Харвич. И тут же к ним на борт поднялся незнакомец: «Ребята, у меня рядом дом, могу вам предложить горячий чай, душ — пожалуйста, приходите, отогрейтесь!»

Это и был Грегори Палмер. Знакомство с этим человеком закончилось тем, что Палмер, оставив работу историка, дом, семью, через неделю уехал в Россию на «Святом Петре» и поселился в Санкт-Петербурге, став активным участником воссоздания фрегата «Штандарт». А через некоторое время приехала в Россию и его жена Энн, которая даже после скоропостижной смерти мужа (в возрасте 48 лет) осталась в Питере, чтобы продолжать работу в проекте.

Курс на океан

Сегодня парусник Мартуся — одна из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга, непременный участник различных праздников, прежде всего Дня города. В этом году гостей праздника (состоявшегося 27 мая) ожидало красочное представление на воде «Россия поднимает паруса». Впервые зрители могли наблюдать за действом с бортов многочисленных пассажирских катеров и теплоходов.

Гвоздем программы была реконструкция исторического русско-шведского сражения 1703 г. с участием «Штандарта», когда в устье Невы были захвачены два шведских корабля.

К хорошему привыкаешь быстро — городские власти и потенциальные спонсоры тоже быстро привыкли к обязательному участию «Штандарта» в торжествах, что позволяет время от времени, в преддверии этих мероприятий, изыскивать дополнительные средства на текущий ремонт корабля. Так, в этом году при спонсорской поддержке одного из питерских банков удалось своевременно заменить пришедшую в негодность фок-мачту.

Я побывал на «Штандарте» 15 мая — как раз в тот день, когда старую фок-мачту сняли с помощью автокрана, который еще стоял у причала. Вскоре он уехал, а юноши и девушки принялись разбирать мачту. Довелось изрядно поработать физически, в том числе и кувалдой, но на жизнерадостном настроении команды это никак не отразилось — чувствовалось, что к подобной черновой работе ребятам не привыкать.

Мое внимание привлек также серый кот, вальяжно загоравший на травке и с полнейшим спокойствием воспринимавший хлопоты окружавших его людей. «Корабельный?» — спросил я молодого человека. Тот утвердительно кивнул. «А как назвали?» — «Мичманом!» — с улыбкой ответил юноша.

Уже много лет в Питере после выпускных экзаменов проходят ночные (что весьма условно, поскольку это время — самый разгар белых ночей) гулянья выпускников школ под названием «Алые паруса», традиционным участником которых в последние годы также стала молодежь «Штандарта». По такому случаю на фрегате устанавливают паруса алого цвета, и грозный экс-флагман Балтийского флота волшебным образом преображается на одну ночь в сказочный корабль «Секрет» — воплощение романтической мечты юной Ассоль.

«Мечты прекрасны воплощеньем!» — любимый девиз капитана Мартуся и его команды, которые в эту ночь приглашают виновников торжества к себе на борт.

Сразу же после этого праздника «Штандарт» 25 июня должен был отправиться в традиционный европейский вояж. Однако послепраздничные будни преподнесли неприятные сюрпризы, на преодоление которых ушло много времени, пришлось даже внести коррективы в график плавания. Произошла обычная для России вещь, отдающая явным чиновничьим произволом.

Семь лет «Штандарт» имел статус частной яхты, зарегистрированной в областной государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС). И вдруг в мае этого года чиновники спохватились: на паруснике больше 12 «пассажиров». А для данного класса судов столько не положено. То, что эти юноши и девушки — не пассажиры, а экипаж, прошедший специальную подготовку, никого почему-то не убедило. И ГИМС выдала предписание снять парусник с учета. Владимир Мартусь обратился с просьбой зарегистрировать судно в Речном регистре, но процедура оформления необходимых документов могла занять больше месяца, что в свою очередь грозило сорвать летние планы «Штандарта».

Впрочем, оставался лучик надежды: старых документов у Мартуся и К° не отобрали, и 5 июля они предприняли еще одну попытку вывести корабль в море, неожиданно увенчавшуюся успехом, — выпустили-таки!

Десятый год фрегат «Штандарт» плавает в европейских водах, сменив за это время не один экипаж. Сотни объединенных любовью к морю людей приняли участие в проекте. И все же, несмотря на постоянную ротацию, морским путешественникам уже тесно в сегодняшних рамках. Все последние годы Владимир Мартусь и его команда не оставляют надежд завершить воссоздание еще одного масштабного проекта — копии яхты «Ройял транспорт» (была построен в 1695 г. для Вильгельма III Оранского, который позже подарил ее Петру I).

Этому быстроходному судну будет под силу переход через океан, оно сможет выдержать и кругосветное путешествие. А значит, многим питерским мальчишкам и девчонкам их украинский старший товарищ поможет осуществить еще одну потрясающую мечту.

Источник