Live: ответы капитана Владимира Мартуся на вопросы о “Штандарте”

Дата публикации:
29.11.2022

У нас на корабле прошел первый “квартирник”: концерт Екатерины Гопенко и онлайн-встреча друзей корабля в поддержку “Штандарта”. 



Мы получили очень много комментариев и вопросов, и постарались ответить на самые актуальные и интересные. Публикуем, что получилось (страница обновляется). Спасибо, вам что вы нами! 

 - Что нужно уметь, чтобы попасть на “Штандарт”, попасть в команду? 

 - Первое — нужно очень хотеть. Второе — нужно все-таки быть способным путешествовать через границу. Большое желание позволяет решить эту проблему, через границу ездить все-таки можно. 

Тем кто уже в Европе, тем проще. 

Если есть желание и возможность приехать на корабль — мы научим всему, что нужно, что должен знать моряк петровского флота. Это наша задача.

С удовольствием делимся с новыми матросами, как противостоять морской болезни, как на корабле жить, отдыхать, держать себя в состоянии, пригодном для вахты. И как общаться, чтобы никого не обижать, чтобы и тебе было приятно, и людям вокруг тебя было хорошо. 

 Этот контакт корабельной команды, может быть, из самых наших больших достижений, здесь за 23 года я не помню каких-то дрязг, разборок. Все сплочены вокруг идеи, что надо идти в море, и в море будет тяжело. Работа в море, преодоление погоды, преодоление себя позволяют уйти от всяких таких мыслей, которых на земле может быть больше, чем в море. Здесь есть чего бояться: погода преподносит всякое, море, океан — непредсказуемы. Человек сконцентрирован на борьбе за себя, борьбе с морем. Он самоочищается. Иногда в прямом, а как правило, в переносном смысле. 

 - Использовалась ли когда-нибудь гальюнная палуба по назначению? 

- Слово “гальюн” от “галеон” — это нос корабля, где красивая резьба и гальюнная фигура (у нас лев, символизирующий мощь морской державы). Но в то же время на носу корабля делали туалет. Не всем понятно, почему на носу, но представьте корабль 17-18 века с прямыми парусами. Это не современная яхта, ветер у него всегда сзади, и все добро всегда уносит вперед. Поэтому исторически на носу ставили печку и делали туалет. 

У нас на “Штандарте” есть современные туалеты и даже души, но если кто-то кинет в горшок бумагу и все застрянет, тогда экипаж будет пользоваться историческим туалетом. Но пока такого еще не было. 
 - “Штандарт” — это частный корабль? 

 - Судовладельцем является негосударственная, некоммерческая организация “Ассоциация навигационной практики «Проект «Штандарт»” . Она существует с 1999 года, создали ее перед самым спуском семь строителей корабля. Мы собственно и руководим всем, у нас нет никаких высоких чинов, никаких олигархов. Такая счастливая история — когда мы сами сделали что-то своими руками и сами этим командуем. 

 - Можете ли вы представить свою жизнь без корабля? 

- Я давно думаю, что мне надо уже заняться чем-то другим, поскольку 23 года на мостике одного корабля — это многовато. У меня много помощников, которые уже готовые капитаны, и на которых я периодически оставляю корабль, но мне пока просто некуда идти. Моя следующая мечта —построить чайный клиппер, копию того, который в Гринвиче навсегда в бетоне. Сделать настоящий, полноразмерный корабль, и возить коммерческий груз без использования топлива. 
 Мечта пока отодвигается, но я ее не бросаю. Ищу место, где это можно сделать, коммьюнити, кому такой корабль нужен, кто готов строить корабль вместе, с названием комьюнити на корме будем ходить по всему миру. Такая мечта есть. 

 - Сколько человек экипажа? 

- У нас 5 человек лицензированных, имеют необходимые сертификаты, могут в любой ситуации привести корабль в порт. И порядка 10 волонтеров. Волонтеры — это те, кто могут потратить 2-3 месяца, чтобы быть на борту. Мы, офицеры, вкладываем довольно много времени и сил в обучение наших волонтеров, и потом уже они помогают нам управлять кораблем. 

Сейчас на борту нас 15. На ремонте нас было 22 человека, самых разных национальностей, из самых разных стран: Франции, Испании, Латвии, Эстонии, Украины, России, Бельгии, Ирландии. Очень международная команда, и это самая характерная особенность “Штандарта” — мы обязательно хотим быть международными, хотим, чтобы здесь на борту люди чувствовали, что между нормальными людьми не может быть конфликта, не может быть войны. Мы нормальные люди, мы должны строить отношения мирные, и тогда не будет никаких бед. Это важно, это то, что мы делаем, это наша миссия.