Очень подробный отчёт и впечатления Алексея Фролова

Дата публикации:
28.03.2019

Бесподобный и очень подробный отчёт и впечатления! Большое спасибо, Алексей Фролов, и весь экипаж перехода Ля-Рошель—Сантандер!

К сожалению, перенести видео из фейсбука не удалось. Поэтому добро пожаловать на нашу страничку в фб: https://www.facebook.com/shipshtandart/

Рассказ Алексея:

Вот други мои, обещанный отчёт по плаванию на «Штандарте» 

На всеобъемлющность он не претендует ибо места не хватит обо всём написать. 

Всё равно букофф много, не всегда складно, но это потому что эмоции до сих пор переполняют. 

Фото и видео буду ещё выкладывать. 

Итак, поехали… 

Мечта о том, чтобы походить в океане на какой-нибудь яхте у меня была очень давно. 

Может сказалась полученная в молодости флотская специальность, может давнишние детские походы на ялах под парусом, возможно сыграли свою роль прочитанные книги о морских сражениях и великих парусниках мира и популярная «Одиссея капитана Блада», много раз перечитанное мной в отрочестве, а может песни В.С.Высоцкого, его морская тематика – «Ещё не вечер» и « Становись моряком» наложили свой отпечаток. Точно и не скажешь. 

Впервые всерьёз задумался о таком плавании, на Филиппинах, в 2014, когда рядом с нашим дайв-центром встала на бочку яхта, нагуглив название которой узнал, что это семейный экипаж совершающий кругосветку, что к нему можно присоединиться и провести на борту какое-то время в качестве полноценного члена экипажа. 

К сожалению ночью яхта ушла, так и не дав возможность пообщаться с хозяевами. Она ушла, а мечта осталась. Но как это обычно бывает навалившиеся повседневные заботы заполнили собой время и желание отошло на второй план. 

Периодически я возвращался к своей идее и даже списывался с несколькими яхт-клубами походы которых подходили под мои пожелания, но то время не совпадало, то финансовые условия были неподъёмными, поэтому так и не срослось. 

Посматривал в сторону легендарных «Седова» и «Крузенштерна», но коммерция и массовый турпоток заставили отказаться от этих вариантов. 

И вот неожиданно для себя, в 2016 году натыкаюсь на статью о самом настоящем паруснике, построенном энтузиастами в Петербурге, который ходит по миру. Да не простом паруснике, а реплике первого Петровского фрегата «Штандарт». 

И в этот момент я решил, что обязательно ступлю на его палубу в качестве члена экипажа. 

Точно помню что триггером стал small talk со своим тогдашним руководителем, Натальей Мишиной, о том, что если ждать подходящего момента для чего-то, он может и не наступить никогда. С тех пор прошло долгих два года и вот я сказал себе: «Алексей, всё, хорош тянуть, сколько можно откладывать задуманное».

Решение было скорым: открыл сайт "Штандарта" и принялся делать расчеты как можно попасть на корабль, откуда и до куда у меня получится с ним пройти, сколько это времени займет, где жить и куда вообще лететь. 

Естественно я выбрал самый «неприятный» переход, по Бискайскому заливу. Не секрет что даже у некоторых опытных мореплавателей от этого названия начинают потеть ладошки. Люблю трудности знаете ли.

Во мне же это только подогрело интерес - волны-убийцы, сильные регулярные шторма, переменчивые ветра... одним словом - ХАРДКОР. Как позже выяснилось, основное пожелание к плаванию у всех было таким же -«больше жести». Именно в этот момент я достиг точки невозврата (обратного пути нет - я смогу и баста). 

Походить в Атлантическом океане на настоящем историческом паруснике - что может быть круче? 

Дальше было дело техники: оплатить волонтёрский взнос, купить снарягу, получить визу и ждать…ждать марта, когда самолёт унесёт меня во Францию, к месту старта, в легендарную Ля Рошель, с фортом Баярд и бастионом Сен-Жерве.

Ожидание омрачилось не вовремя сломанной ногой, которая едва не поставила крест на задуманном, но в какой-то момент я решил что всё равно поеду, даже если кости не успеют до конца срастись, не снимут гипс и придётся хромать с палкой. 

И дело вовсе не в потраченных деньгах - материальное никогда не было для меня основным стимулом в жизни. 

Близкие знают насколько упёртым я могу быть если действительно чего-то хочу, когда неблагоприятные внешние обстоятельства лишь мобилизуют, а не заставляют отступиться от задуманного. Уговоры, угрозы, сломанные конечности, всё это bad strategy в отношении меня. 

К счастью всё обошлось. 

Немногие знали о моих планах, и не потому что я суеверен, а потому что даже большинство тех кто знал, заглядывая в глаза осторожно спрашивали: "Лёша, зачем тебе это? Может пляж и all inclusive, раз уж ты так хочешь на море", ведь это не укладывалось в стандарты «классического» отпуска, а сулило много тяжёлой физической работы в условиях открытого моря. 

И смотрели если не с жалостью, то с явным сочувствием к блаженному, не разделяя моего восторга от предстоящего приключения. 

Не удивлюсь если в этот момент их третья, невидимая рука крутила невидимым же пальцем у виска. 

Типа "Война - дело молодых", куда ты в свой полтос собрался. 

Между тем приличную часть команды составляли мужики 45+ 

Ну и по физической кондиции я недалеко ушёл от сорокалетних. 

Между прочим я за переход даже не простыл ни разу, хотя нести многочасовую вахту на открытой палубе порой было холодно и мокро, а спать на квартердеке довольно свежо. 

Наступил Март, а дальше все как и в предыдущих трипах - бессонница до вылета из Москвы, сонный телепорт из Риги в Париж, целый день убитый на дорогу, порванный нерадивыми грузчиками, в аэропорту, гермомешок и вот я на борту красавца корабля. 

Первые 48 часов на фрегате пролетели как в тумане – по выходу из Ля Рашели нас принял в свои объятия Бискай. Точно так, как об этом и пишут - 6 бальным штормом, холодом, дождём и ветром, Есть не получалось от слова совсем, первый же завтрак отправился за борт в течении получаса после приёма, прости Маша, твоя каша была вкусной но недостаточно цепкой для моего желудка. 

Следом отправился желудок, в какой-то момент мне казалось что даже желудочного сока уже не осталось, всё до капли вылилось за борт, а морская болезнь всё не отпускала. 

Но есть надо, т.к. работы на палубе или с парусами довольно знергозатратные мероприятия. 

Опытные члены экипажа рекомендовали пить бульон, что бы восполнить утраченное и фиксировать взгляд на горизонте, что бы меньше тошнило. Не знаю как на ком, а на мне это не работало. 

Калории не успевали поступать, т.к. бульон отправлялся в родную ему водную стихию, а зафиксировать взгляд на линии горизонта, на пляшущей под ногами палубе, то ещё занятие, когда то нос корабля стремительно падает вниз, с грохотом врезаясь в волну, то корма отчаянно летит вверх. 

Тем не менее все вахты я отстоял до конца, хотя было лишь одно желание - добраться до своего гамака и уснуть, т.к. только он был спасением от морской болезни. Великое изобретение человечества! И качаясь в нём, под скрипы и стоны штормующего корабля единственный раз спросил себя – ну на кой ляд я в это ввязался? Справедливости ради надо отметить, что такая мысль пришла мне в голову лишь однажды, и устыдившись собственной слабости я прогнал её. 

В принципе, все ощущения что хотел получить от плавания, я, как и многие другие члены экипажа, получил в первые же сутки, но вот беда – покинуть аттракцион «Морские горки» по доброй воле мы не могли, приходилось терпеть и успокаивать себя тем, что скоро прикачаюсь и всё наладится. Так в конечном итоге и произошло. 

Тяжело было всем, даже бывалым членам команды, кто бы что не говорил сейчас…посеревшие лица, и свесившиеся за борт в надежде на облегчение люди, это реалии первых двух суток перехода. Даже многоопытный Кэп Дмитрий Рябчиков отметил, что штормило по взрослому.

Запомнилась первая вахта, когда нам досталось приготовление обеда для остальной команды – впервые чистил убегавшие овощи и ловил кастрюли, в перерыве между пробежками до подветренного борта. Как в этих условиях мой напарник Лёша приготовил обед, для меня до сих пор загадка! 

Вообще лучшей считается вахта Грота (вахты называются по имени мачты, к которой тебя «прикрепляют, всего их три –Фок, Грот, Бизань) т.к. все рассветы на море их, но как по мне, лучше «собачьей» вахты (с 0 до 4 утра) вахты Фока нет, ибо все звёзды мира принадлежат тебе. 

Когда наконец распогодилось и над Бискаем засияло чёрное ночное небо, то не было ничего лучше чем лёжа на палубе смотреть на крупные звёзды, так напоминавшие огромные глаза любимой женщины, и мачты качающиеся в такт танцу волн, да слушать протяжную песню холодного океанского ветра играющего с такелажем. 

Отчётливо помню что в этот момент в голове звучали слова старой песни Боярского: 

… И мы осилим шторм любой, 

Переживём любое горе, 

Пока на свете есть любовь, 

Любовь и море…. 

Кстати о женщинах… Для меня был удивителен факт, что в экипаже их было довольно много, почти пятая часть команды. Не то что бы я придерживался суеверия что женщина на корабле к несчастью, но факт удивительный для человека привыкшего считать флот чисто мужской стезёй…. Причём многие из них были опытными морячками, в сравнении с которыми я просто салага) 

Наличие женской половины давало стимул не скисать в тяжёлые моменты, ну правда, как можно дать слабину когда рядом с тобой на талёвах или шкотах, без скидок на пол и возраст работают такие хрупкие создания?

Алёна Миронова, Юля Литвинчук, Оля Путкова, Света Дронникова, Маша, Amber, и Настя — лучшая часть нашего экипажа, и без сомнения самая красивая. Ну ладно, ладно…ещё Bart красавчик))) 

А как ловко они работали на реях! Это ж песня!

Кстати, тем кто сумел дочитать до этого места и хочет узнать ещё подробности нашей жизни на борту, очень рекомендую к посещению их странички и особенно Светы Дронниковой, скрупулёзно описавшей наши походные будни. Написано очень «вкусно».

Дальше могло быть ещё много букв, которые все равно никому не нужны. Мне они не нужны - потому что все путешествие в деталях осталось в моей памяти, а вам - потому что есть дела поважнее. Поэтому просто посмотрите фотографии и видео, почитайте впечатления других участников похода. 

Так что, если вкратце: 
Штормы были, да. Круто, да. Пережили, отделавшись ушибами, мозолями, ссадинами и чуть порвавшимися фок-стакселем. Кормили вкусно. Сам тоже принимал участие в готовке. Да, и гальюн тоже мыл. Да, за штурвалом стоял, на рею ходил. 

Команда была интернациональная. Основные языки - английский, русский и французский. 

Вообще о команде стоит сказать отдельно. Это были отличные люди, однозначно незаурядные, яркие... один Барт чего стоил, сумевшие в кратчайший срок стать единым целым. 

Не важно кто ты на берегу, твой социальный и финансовый статус, важно кто ты на борту. Музыкант, владелец бизнеса и грузчик одинаково мыли гальюн, работали на реях и шкотах. Что нас всех объединяло помимо любви морю? Наверное лучше чем Барри и не скажешь: «Алекс, мы с тобой здесь потому, что в нас живёт дух авантюристов» Что я мог ответить ему? Да ничего, только согласно кивнуть и улыбнуться. Старина, ты прав на все 300% 

Досуг на корабле есть. Хочешь петь – пой (вот я с Тимом КиШа дуэтом и пел), хочешь играть на гитаре или флейте, как Валера или Оля, играй, хочешь любоваться морем, небом - любуйся, и т.д и т.п.,но главное это общение! 

Отдельное спасибо капитану за увлекательные и познавательные лекции. 

Видел очень большую стаю дельфинов 

Светящийся планктон существует - очень красивое зрелище, да. 

На берег отпускают. 

Душ на корабле имеется, а вот с пресной водой не все так просто (её мало и надо беречь), поэтому почти не мылись 

Смех–смехом, а маленькая радость - принять душ на берегу, не думая о расходе воды, это я вам скажу что-то с чем-то! Спасибо гостеприимному яхт-клубу Сантандера подарившую такую возможность. 

Корабль учит довольствоваться малым и ценить земные блага…. 

Если все-таки получилось дочитать до этого места и остались вопросы - можно в личку или в бар 

Честно говоря, не все ожидания были оправданы, но на то они и ожидания. Например, так и не получилось увидеть китов. Но большая часть ожиданий оправдалась с избытком. Я попробовал шторм, а он попробовал меня, встретил массу интересных, увлечённых, неординарных людей, посмотрел новые места, в открытом океане проветрил мозги и привёл мысли в порядок. 

Могу без преувеличения сказать что моя жизнь уже не будет прежней. 

Поход стал прекрасным подарком ко дню рождения! 

Пойду ли в море снова? Безусловно. Это моё место силы, я чувствую себя его частью. У меня есть амбициозные планы на морские походы, которые обязательно будут реализованы. 

Вообще, океанская часть этого путешествия прошла как будто во сне. Слишком все произошло быстро и хочется еще. 

Я был рад быть частью этой команды, стать частью истории этого великого корабля и обязательно присоединюсь еще раз. 

Точно в следующем году и может быть в глубокой старости. 

Желающие присоединиться, велкам!. 

Будет много тяжелого труда, но и интересного будет много, обещаю. 

Возможность приобрести новых друзей, подтянуть язык, увидеть новые места и т.д 

В конце концов, красивее закатов и рассветов, чем в океане - нигде не встретить!