Впечатления Александры Червяткиной

Дата публикации:
22.04.2018



Фрегат «Штандарт». Это было удивительное приключение. Спасибо Наталья Мещанинова за то, что оно у меня было. Приключение, которое мало кому выпадает пережить. Мало кому даже из тех, у кого подобное есть в мечтах. Хотя, как ни странно, доступно оно каждому. Попасть на «Штандарт» несложно – стоить только захотеть и решиться. Кому интересно, все подробности есть у них на сайте.

«Штандарт» - точная копия первого боевого корабля Петра I, с которого начался в свое время российский флот. Его построили питерские энтузиасты на собственные деньги. Вот так просто взяли и построили настоящий исторический парусник. Непостижимо, сколько туда вложено труда и любви – к морю, к свободе, к родине, черт побери. Когда смотришь на его мачты, борта, пушки, сундуки, на все это множество мельчайших деталей, в голове навязчиво крутится только один вопрос: «Как?». А вот так – взяли и сделали. И уже почти 20 лет бороздят Средиземноморье и Атлантику от Канар до Норвегии.

Если вытянуть в одну линию весь путь, пройденный современным «Штандартом» за его историю, получится три кругосветки.

Только в территориальные воды России он не заходит. Проблемы с регистром. Действующие регламенты не оставляют вариантов для большого парусника в деревянном корпусе. Поэтому, если вдруг «Штандарт» становится нужен родине, то заходит в наши воды исключительно на буксире.

А когда видишь, как встречают «Штандарт» в европейских портах, за державу становится обидно втройне. Они встречают и провожают его целыми городами – с мэрами, сэрами и пэрами, песнями и плясками, салютами и искренними восторгами. А потом нескончаемыми толпами валят на борт посмотреть на все вблизи.


И все это время над «Штандартом» развевается огромный российский флаг. Гордость и грусть. Не слишком подходящие друг другу чувства, но ощущаешь их оба одновременно. Даже не знаю, какое сильнее. И еще немного злости.

Мы были на «Штандарте» семь дней – из них меньше четырех в море. Профессиональная команда из пяти человек во главе с капитаном Vladimir Martus, пара волонтеров плюс 10-15 матросов-туристов (состав непостоянный, кто-то сходит в промежуточном порту, кто-то наоборот, заходит). В нашем экипаже были ребята из Франции, Испании, Финляндии, Германии, Канады, Британии ну и России, конечно же. Разные до невозможности, но все – яркие и интересные. Возраст – от 20 до 50.

Если вы думаете, что это была сплошная морская романтика, неееееет! Морская романтика началась для нас со слов: «В море мы не моемся»:)) Экономим пресную воду ибо. Леденящий душу инструктаж по пользованию корабельным гальюном развил во мне настоящую фобию. Поскольку сказано было, если не дай бог чего, и гальюн сломается, гадить весь экипаж будет, как в 18 веке, с кормы. «Маслины с косточками не есть!». Боже… Хоть мы их в принципе-то с косточками не едим, но паранойя обуяла – вдруг проглотишь нечаянно, что делать, господи, что делать? Повесят же на рее.


Кстати, о рее. Оказалось, что это не она, а он. Рей! Слава богу, никого не повесили, зато регулярно гоняли нас туда по разным делам с парусами. Нелегкая это работа, товарищи. Болтаешься там на пертах (это такие горизонтальные канаты под реем, на которых стоишь ногами), упираешься животом в рей, тягаешь тяжеленную парусину и с тоской вспоминаешь 40-килограммовую штангу, которая кажется по сравнению с парусом детской забавой. И пока ты этот парусище складываешь на «и – раз, и – раз», башка трясется так, что шапка сваливается. Весь этот аттракцион, естественно, со страховкой – надеваешь альпинистскую обвязку и вперед. Если проще, то «надеваем труселя, лезем на марселя».



Шторм? Был! Блевали? Конечно! Сразу после выхода три четверти экипажа были выведены из строя на сутки. Команда зеленых человечков могла делать только две вещи – лежать и ненадолго вставать, чтобы свеситься за борт. Я была в числе пяти или шести счастливчиков, которых миновала чаша сия. Меня укачивает по-своему – шторм просто уложил меня спать на 8 часов. Залезла в гамачок в шесть, проснулась к полуночи, выспалась за два предыдущих месяца. Правда вылезти из гамака смогла не сразу – палуба под ним была усеяна телами несчастных, которые не могли доползти до своего кубрика. Еле вытащила свои кроссовки из-под стонущего тела в штормовом комбинезоне.


Кстати, о гамаках. Это самая ортопедическая на свете кровать. Залезть в него, конечно, надо постараться (пригодилось мне умение подтягиваться хоть где-то!), зато после того, как залез – ровно через 30 секунд до свидания! Фразу «спокойной ночи» договорить не успеваешь. Утром обнаруживаешь себя ровно в том же положении – и ничего не затекает и не болит. Ну как утром… Там вообще-то спишь, когда придется – днем, вечером, утром, когда выпадает свободных пара часов после вахты, уборки, камбуза и прочего.

С 12.00 до 4.00 дня и ночи была наша вахта. Когда шли под мотором, то занятий на вахте было три – рулить, спать или пялиться по сторонам. Но эта халява заканчивалась, когда шли под парусами. Только приляжешь – обязательно случится необходимость что-то поднять или убрать. Так и бегаешь – тянешь, травишь, раздаешь, закладываешь. Ладони горят даже в перчатках.

И вообще выглядишь ты к концу перехода просто адово. И готов нырнуть в 12 градусную морскую воду, просто потому что это вода, и пофигу, что холодная.


Ну и романтика тоже была – куда без нее, когда вокруг море, и корабль под парусами идет бесшумно. А над головой луна и звезды. А вдалеке светятся берега испанских городов. Днем все небо над Европой исчерчено самолетами. Белые крестики-нолики на голубом. Даже дельфины были, говорят, я не видела. Но верю!

И думаешь только о том, какой большой и интересный мир, и какая жизнь короткая. «Штандарт» - лишь маленькая точка в этом огромном море, при этом он сам – целый мир. А сколько еще всего! И сколько в нашей жизни лишнего, на что мы тратим себя. И вот как-то после такого больше не хочешь тратить себя на лишнее. На придуманные проблемы, на обиды, на неинтересные дела, на людей, которым плевать. Хочется жить. Но сначала добраться до душа и кровати!