Капитан ответил на вопросы в прямом эфире

Дата публикации:
16.12.2021

Капитан фрегата «Штандарт» Владимир Мартусь ответил на вопросы о волонтерском участии на Штандарте и гичках в  прямом эфире Инстаграм 

Расшифровка видео 

05:22- подключился капитан

Сокращения: 
Ирина - И:
Капитан - К:
Штандарт - Шт 
Волонтёр - Вл

Вопросы и ответы

И: Планы Штандарта на январь 2022.  Что планируется и куда можно присоединиться волонтерам? 06:16
Сначала расскажу о том, что знаю наверняка. В феврале мы (Штандарт) начинаем движение из Греции на север  на фестивали разные. В конце февраля из Афин на Корфу, потом в Сиракузы, в Неаполь, в Ливорно, дальше по итальянским островам, хотим остановиться рядом с Ниццей. Морской фестиваль во французском городе Сет. Мы там уже участвовали, нас там ждут. Там 6 дней и на следующий фестиваль в Кастильоне перепрыгиваем. Кто на Ште ходил знают, Кастильон – особое место для Шта – мы там 48 суток стояли, когда был карантин. Дальше идем вокруг Испании. В конце мая фестиваль во испанской Пасайе, оттуда – месяц будем бродить по Франции, в конце июня фестиваль вина в Бордо, и оттуда мы пойдем на The Tall Ships Races (не с самого начала). Далее мы пойдем в Антверпен, который у нас где-то в начале августа. Из Антверпена у нас уже детская группа и с ней мы пойдем до Ольборга. Это у нас твердо распланировано. 7:53

Теперь - что до конца февраля? Пока мы здесь на юге в Средиземке,  остаемся на неделю на Кипре, потом идем на Родос. 27 декабря новогоднее недельное отдыхательно-развлекательно-тренировочное плавание вокруг о. Родос. После этого я беру отпуск, приезжает Митя Рябчиков и с 2 января с Родоса он ведет Шт в Афины. У нас есть возможность – нас арендует министерство транспорта Греции для тренировки своих практикантов морских академий– и из Афин мы пойдем на о. Корфу, будем там 4-5 дней. Дальше – с конца января до конца февраля – не возьмусь утверждать. Мы изначально планировали ремонт, но сейчас я думаю- не вернуться ли на Кипр? 9:54. И продолжить тренировки, потому что – честно – здесь для Шта хорошие заработки и это очень важно для будущего ремонта, который, на данный момент, мы планируем на Португалию на октябрь 2022. 10:09. Ремонт (интенсивный?) мы планируем на сентябрь-октябрь 22, после всех событий-фестивалей возвращаться туда в тепло и ремонтироваться там же, где и раньше. С верфью предварительный разговор был, они нас любят и ждут. Надо понимать, что мы будем ремонтировать и где мы на это берем деньги. Ответа на вопрос – что нас ждет в январе – сейчас нет. Мы будем где-то здесь на юге на Кипре или в Греции. На Кипр виза не нужна (точнее, там «про-виза», которая делается за 3 минуты), в Грецию несложно делается. Мы Влам будем рады. Влам надо согласовывать свой приезд со мной. Неплохо, если у вас будут рекомендации команды и Совета Верфи, если вы себя уже там проявили. Если нет, ну связывайтесь со мной и рассмотрим кто, когда нужен здесь на Ште. 11:26. 

И: можно самый популярный вопрос – как попасть на Шт, сколько часов нужно на верфи отработать? Немножко подробнее об этом… 11:37. 

К: Хорошо. Пока у нас межсезонье, мы шли на Крит в восьмером. Нам нужны Влы здесь. Но нам нужны Влы, которые знают Шт, готовые нам помогать и с приемом публики и с тренировочными выходами, т.е. тот, кто на Ште уже был и [все знает] готов помогать, часы на верфи не нужны, со мной связывается и обсуждаем напрямую. Если Вл не был на Ште, то вы поймете – логично, чтобы кто-то из сотрудников на этого Вла посмотрел – кто он и что из себя представляет. Поэтому, пока вы на верфи несколько недель не отработали, заявляться на бесплатный приезд на Шт - преждевременно. Не ставлю конкретное количество часов,  но верфёвская команда должна вас посмотреть в бою. Уж недели 2-3 надо появляться, чтобы стало понятно – насколько вы  человек (Ч) адекватный, наш – не наш, поэтому, для тех, кто на Ште не был, я буду смотреть на Ваше письмо и на рекомендацию мастера верфи или Совета Верфи, с кем Вы работали и помогали с гичками. Ира, как ты думаешь, я  ответил на вопрос или надо подробней расшифровать?

И: В общем – да, но, скажите, как это происходит, ведь когда Шт стоит на ремонте можно приехать Влом и отработать какое-то конкретное количество дней, которое как-то коррелирует с днями в море. Сейчас это работает так? 13:28.

К: Сейчас, смотрите, приехать на Шт надо «за свои», сделать визу, если нет Шенгена, до этого получить мое «добро», купить билет, и добраться до Шт. Это Ваша инициатива и знание как проехать по Европе. Здесь на Ште выходы в море сейчас требуют большой концентрации сил профэкипажа и нагрузку с них надо снимать. 14:02. Надо  уметь общаться с людьми-практикантами, надо знать что происходит на палубе когда мы ставим паруса, когда убираем. Т.е. сейчас сказать, что мы рады видеть Влов, не знающих Шт, я не могу. 14:19. Мы хотим сначала понять что Вы знаете и понять насколько Вы обучаемы, энергичны и тд. Как это происходит? Если мы стоим в ремонте, то в 8 утра подъем Флага, раздача задач и мы работаем все вместе до 6-ти вечера, после этого свободное время и  так 6 дней в неделю. Обычно ремонт на Ште выглядит так. Т.е. те задачи, которые Вам определит с утра капитан и вахтенный офицер.14:52.

И: Спасибо. Еще раз задам вопрос про ремонт. Наташа спрашивала, будет ли Шт вставать в док? 15:07.

К: В этом сезоне, зимой, скорее всего – нет, если ничего у нас не случится. А вставать, мы полагаем, в сентябре, скорее в октябре, в Португалии рядом с Порту. Сейчас еще предстоит подробно с верфью договориться на сколько. Я думаю, что на месяц, не меньше, мб на 6 недель. Ремонтные задачи – замена нескольких брусьев нижней обшивки по пр/б, там у нас немножко подтекает, у механиков объемные задачи по машинному отделению. Там топливопроводы хочется поменять, чтобы было все надежно… Работ будет достаточно много и достаточно серьезной квалификации и всегда есть место рукам, мб не очень опытным, но стремящимся помогать.16:01.

И: Спасибо. Приходите на верфь, здесь вас научат, будете полезны на Ште, вас там будут ждать. 

К: Я поддержу, да. Надо появляться на верфи какое-то количество раз, с тем, чтобы мастера на верфи могли составить о Вас какое-то мнение. После этого возникает разговор о возможности приезда на Шт, если до этого мы Вас не знали, не видели.

И: Был вопрос – Что Вы говорили на… по поводу обмена по (эразмусу?)… с бельгийской командой. Можете еще раз напомнить?

К: К сожалению мы вовремя не отреагировали и сейчас этот вопрос не актуален. Предполагалось, что мы возле Франции катаемся и привозим туда наших матросов на гички и ходим вместе со Шт, но мы не отреагировали и они нашли других партнеров. На будущий год можно будет что-то придумывать, на этот год мы опоздали. 

И: Понятно. Спрошу теперь про планирование сезона гичек. Каким образом мы поступаем? Это, наверное и к Вам и ко мне, как представителю верфи гичек в СПб. Что планируется и как в этом можно поучаствовать? 17:32.

К: Ну, давай, я обозначу со своей точки зрения, как руководителя организации. Гички – это классно, походы летние – это тем более классно. Чтобы это организовывать надо гички готовить и людей, по крайней мере капитанов гичек, которые знают, что такое лодка, и могут обеспечить безопасность. Остальные места… Я рад, если будет участвовать все больше и больше новых людей, но, в любом случае, в подготовку похода надо внести свой вклад, либо трудовой, либо денежный. Я за то, чтобы мы смогли найти баланс, чтобы  человек, у которого нет времени, но есть деньги, помогает организации деньгами, а у которого нет денег, но есть время, помогает своими руками, своим трудом. Я за то, чтобы походы планировались руководителем походов, теми рулевыми и капитанами гичек, которые знают куда они хотят, которые будут этот поход вести, ну и, я надеюсь, к концу февраля могли бы уже объявить и набирать экипаж  и наполнять гички людьми, кто хочет в поход 18:47, но не имеет возможности готовить лодки, но может заплатить или наоборот, кто хочет в поход и не имеет возможности заплатить, но готов вложить свой труд. Ира, дальше карты тебе в руки. 18:59.

И: Да, хорошо. Напомню всем, кто уже знает и тем, кто смотрит, но еще у нас не был, что деятельность верфи определяется людьми, которые на нее ходят. Если вы регулярно участвуете в ремонтах, в наших событиях и активно себя проявляете, вы, так же, как и более опытные участники проекта можете рекомендовать,  предлагать идеи для походов. Потому что мы их организовываем именно так – кто-то очень хочет, предлагает идею, разрабатывает план и дальше мы уже обсуждаем с капитаном и со старшими рулевыми - хотим ли мы туда идти, и каким образом все это организовывается. Т.е. имеются большие возможности реализовывать свои желания насчет путешествий и походов и других мероприятий. Какие еще есть задачи для Вл проекта Шт? Это же не только ремонты? 20:19.

К: Смотрите… У нас в организации очень много всего надо делать и  в т.ч. офисно. Надо раскручивать и походы Шт, и делать всякую разную сувенирную продукцию, надо готовить верфь, надо готовить наши возможности развития на верфи, регулировать всякие сложные ситуации, которые есть уже с арендой набережной на Васильевском острове в Круголом ковше. Много работы, которая офисная и достаточно высококвалифицированная. Если у Вас есть потенциал решать задачи офисные с беготней по организациям государственным и если есть возможность решать задачи по макетированию, проектированию, изготовлению сувенирки, сайто-строению, раскрутке… Помощь здесь нужна и не в режиме: «скажите мне что делать, я сделаю». А такая, когда человек смотрит на ситуацию и видит – ребята, у вас проблемы вот там и я знаю как эту вашу проблему решить и давайте я ее решу вот так и так. И он берет и решает. Вот это помощь. А… расскажите мне подробно что делать и я сделаю…, это отвлекает время и руководителей и инструкторов и шанс того, что придется переделывать то, что сделал неопытный Вл – велик. Поэтому, работа руками на верфи – ДА, работа на Шт, когда мы понимаем и на вас смотрим – ДА, и офисная разного плана работа и по таким задачам, там, где Вы понимаете в чем узкое место и как его разрулить – это тоже ДА. Все остальное… наверное не сейчас, а подождать когда наша офисная команда вернется к уровню после спуска Штандарта на воду – была команда 22 человека и мы большие сложные задачи решали вместе большим коллективом. Сейчас коллектив маленький, компактный и работает активно по разным местам. Наш офис-менеджер сидит под Москвой, командоры верфи сидят на верфи, я сижу на Ште и в разных частях  Средиземного моря. И вот по сути вся наша команда. Не думаю, что я очень подробно ответил на этот вопрос, но я постарался объяснить свою позицию.

И: Хорошо. Напомню, что на верфи есть, кроме ремонтных, задачи по организации разных событий, например Дня Открытых Дверей, на самом деле хоть Гитарных Вечеров, если это Ваша личная инициатива и это будет интересно ребятам – это очень здорово – предлагать и организовывать такие вещи.

К: Поддержу. Молодец, правильно. 

И: Планируется ли набор в профэкипаж  или обучение и как туда попасть? 23:44.

К: В профэкипаж Шт попасть непросто. Чтобы Вы могли заявить свою кандидатуру, я как капитан и офицеры корабля должны видеть Ваш опыт и знание корабля «от и до». Чтобы получить эти знания надо достаточно долго быть Вл на палубе Шт во время наших морских плаваний. И тот, кто долго с нами ходит и мы видим, что он понимает, тот получает возможность попасть в профэкипаж. За последний год у нас 2 человека получили такие возможности – из Испании Альваро и из Голландии Тим. Они показали себя супер-знающими и у них возможность такая есть. Другой разговор, что они ею сейчас не пользуются, но вот – Да! А так – надо знать, надо показать, только так мы можем Вас рассматривать, как кандидатов. А так, можно присоединиться Вл надолго… Наша система сейчас сформулирована так: если Вы готовы подписываться, что Вы 3 месяца будете на корабле, за эти 3 месяца мы имеем шанс Вас научить многому и, может быть за первый месяц и следующие два Вы будете помогать экипажу. Это вариант, который рассматривается. Но в любом случае – это заявка, описание, некое мотивирующее письмо и некое знакомство с Вами через верфь либо по удаленному разговору, но я должен видеть кто к нам собирается приехать. Ира, я ответил на вопрос?

И: да, вполне. В комментариях спрашивают об условиях приезда волонтеров на ремонт – нужно ли платить волонтерский взнос на питание или… как это происходит? 25:50.

К: Пока мы не поняли, насколько человек наш, и насколько он помогатель, а не суетливый мешатель, все Влы должны вносить на еду 10 евро в день. Когда мы видим, что человек прямо помогатель-помогатель, мы про эти деньги забываем, потому что Шт изначально строился ребятами, которые собирались, а моей задачей было обеспечить им еду, питьё, кров, электричество и т.д. и мы делали все вместе доброе дело. Изначально все должны быть готовы к таким взносам, но тех, кто реально хорошо помогает, дальше мы готовы видеть и так. Это все денежные взаимоотношения Вла с Штом, дальше всё на Ште житьё, еда и вместе с экипажем развлечения – на всех и поровну, бесплатно за корабельные средства.

И: Понятно, всё так же, как когда я первый раз приезжала на Шт. Вопрос в чате, я на него отвечу: в ближайшее зарубежье мы ходим на гичках, когда границы открыты. Мы были на них в Финляндии, планировали поход в Эстонию, но, к сожалению, всё закрылось. Ещё вопрос, какие у нас отношения с центральным яхт-клубом и продолжает ли верфь своё функционирование?

К: В центральном яхт-клубе новый руководитель – очень-очень опытный человек, Анна, руководила строительством нескольких марин, в т.ч. марины в Зеленогорске, её нанял новый собственник центрального яхт-куба, частный предприниматель, у которого, как я вижу со своей колокольни, есть стремление сделать яхт-клуб прибыльной яхтенной площадкой. То есть, сейчас я не вижу желания конвертировать это всё в жилищное и подобный девелопмент. Но надо понимать, что, как коммерческий владелец, он должен обеспечить прибыль и окупаемость, на этом руководство сделает акцент. Мы, как организация, которая готовит молодёжь и непосредственно занимается морской темой, в центральном яхт-клубе нужны. С Анной я сегодня общался и она подтверждает, что мы здесь нужны, уместны, нас здесь видят, и не обязательно на полностью коммерческих основах, и такие, как мы, там нужны. Я вижу наши перспективы там дальше оставаться, развиваться, не обязательно на том же месте, где мы сейчас сидим, может встать вопрос о переезде из ангара. Пока я полон оптимизма, и деятельность гичек в центральном яхт-клубе будет продолжаться, развиваться и, дай бог, расширяться. Надеюсь, мы с центральным яхт-клубом придумаем интересные совместные проекты. 

И: Спасибо. Следующий вопрос: можно ли приехать на верфь просто в гости познакомиться? Конечно можно. В группе ВК «капитанские гички» мы выкладываем в понедельник расписание ремонтных дней, это, как правило, будние вечера и воскресенье днём, и в это время без проблем можно подъехать познакомиться, задать вопросы инструкторам верфи, волонтёрам, сотрудникам. В общем, приезжайте конечно. Вот есть вопрос по поводу Влов, которые приезжают на три месяца: они оплачивают каждый поход отдельно или есть фиксированная сумма приезда на долгий срок?

К: Ещё раз: система Влов на три месяца возможна, когда человек подписывается, что реально три месяца будет у нас работать. Мы его обучаем первые недели и дальше он как наш сотрудник, как член экипажа, может себя проявлять, но он работает, соответственно, он денег за это не платит. Предполагаются деньги на еду, если он не очень энергичный и активный, но если он не очень энергичный и активный, мы не будем держать его три месяца, а поблагодарим и отпустим домой. Люди, которые проявились, остаются, и то, что человек работает Влом, означает, что Шт обеспечивает его всем необходимым. Ответил?

И: Да :) И следующий вопрос, сколько Влов у вас в команде и часто ли девушки Влят?

К: Девушек у нас больше половины, и это хорошо :) Сейчас на борту 8 человек, завтра приезжают ещё 2, это ядро, к такому коллективу мы набираем около 20ти практикантов, которые ходят на неделю. Их мы неделю обучаем и отпускаем, на следующей неделе новые 20 человек могут приехать. Если вы приезжаете, вы будете одним из тех 10-12 человек. 

И: Про верфь добавлю, что у нас тоже девушек много и они наравне с ребятами Влят на ремонтах, ходят на лодках, водят эти лодки в качестве рулевых. Так что у нас нет никаких гендерных стереотипов, и коллектив вообще дружный и классный, и на Ште, и на гичках.

К: У нас нет мальчиков и девочек, у нас есть матросы.

И: Да. Тут задавали вопрос, как с Вами можно связаться?

К: Моё хобби – вести Инстаграм, я его стараюсь раскочегарить. Там в шапке профиля есть ссылка, есть Ватсапп, который ведёт к нашему береговому сотруднику, и есть Телеграмм, который ведёт ко мне напрямую на телефон. Пользуйтесь, но постарайтесь не злоупотреблять :)

И: Хорошо. Вопрос где верфь находится и где следить за расписанием – верфь находится на Петровской косе в центральном яхт-клубе профсоюзов, это недалеко от метро Крестовский остров, туда можно добраться также на троллейбусе №7 или на автобусе №14, расписание ремонтов мы вывешиваем в группе ВК, иногда дублируем в Инстаграм, но основная связь через группу. Задают вопрос про сертификат: добрый день, у меня куплен сертификат, срок действия – два года с открытия Шенгена, не изменялось ли?

К: Подтверждаю, не изменялось. Если вы в своё время купили сертификат и нам очень помогли, так как в очень тяжёлую минуту поддержали проект деньгами, мы подтверждаем, что с сертификатом вы выбираете этап, куда вам хочется поехать, за месяц, желательно, нас уведомляете, что едете туда, мы столбим ваше место на борту, и вы приезжаете. Да, сертификат будет действовать ещё два года после того, как границы откроют, а на самом деле, и дольше, если надо. Кстати, по секрету говоря, мы сейчас запускаем новогодние сертификаты, но это среди своих. 36:00

И: Спасибо. Следующий вопрос у нас, насколько сейчас полезен Вл на три месяца без знания английского, который всем остальным замечателен?

К: Это важная составляющая. Если мы ходим по Европе, скорее всего, я буду скептически относиться к возможности приезда человека, который не говорит ни на английском, ни на греческом, ни на французском. Но надо понимать, что когда мы пойдём во Францию, очень востребованным будет человек, кто по-французски будет говорить, на трапе общаться с людьми. Или по-испански, когда мы будем в Испании. 

И: Английский, я думаю, самый универсальный

К: Тем не менее, во Франции я бы с большим удовольствием видел Влов, которые говорят по-французски и по-русски. 37:00

И: Вопрос, В Европе на каком-нибудь ремонте я могу помочь? 37:05

К: Мы, пока, точно не знаем в какой момент мы останавливаемся и останавливаемся ли и на какой ремонт мы останавливаемся здесь в Греции. Если Да, это будет конец января и первая половина февраля, здесь  можно было бы помочь, но давайте подождем подтверждения с нашей стороны. Если нет, то, конечно, можно помочь в Португалии – в октябре 2022, рядом с Порту, 20 мин на трамвае, там большой объем работ, понадобятся руки, можно планировать приезд туда. 37:49

И: Спасибо. Интересный вопрос от команды яхты «Ост»: Предположим есть возможность проведения мероприятий по спасению на водах и оказанию ПМП. Инструктор, предположим, действующий спасатель со всеми документами, но не имеющий разрешения проводить учебные мероприятия. Интересно ли руководству Проекта Шт проведение занятий? 38:25

К: Я думаю – Да, этот вопрос будет, скорее всего, у нашей верфёвской команды, потому что на корабль привести такую команду непросто и недешево. Если бы мы были в Питере – было бы хорошо и легко, но с этим пока не скоро (расскажу об этом позже). Так что на верфи – интересно, на Шт – пока нет. Но, если вы готовы приехать – было бы здорово.

Про приход в СПб: Многие знают, что 1,5 года назад мы сделали после 20-ти лет мытарств сертификат Морского  Регистра. Шт теперь легитимная  спортивная яхта с разрешенным кол-вом экипажа 36 чел, разрешенным районом плавания 200 миль от порта укрытия, до 8-ми метровой волны. Мы и через Бискай можем ходить легитимно, и по Средиземке, и по Северному морю. Ура-Ура! В СПб мы чуть-чуть не дошли в этом году, только до Таллина, но стало заметно и понятно, что, если мы заходим в СПб, то мы обратно в Европу с трудом попадаем. И был пример парусника «Красотка», который еле-еле вышел из СПб и в Европу ему так и не дали зайти. Поэтому я принял решение, что мы подождем пока с заходом в СПб, до тех пор пока не улягутся все эти ковидные страсти. Пока следующий год не очень понятно – по плану мы до августа в Дании, и будет ли у нас галс в СПб или сразу в Португалию – я пока не знаю. Домой хочется зайти и пора уже и давно мы не были, но пока пообещать не могу. 40:28 

И: Спасибо. По поводу верфи скажу, которая в СПб существует, как отделение проекта Шт и по поводу обучений всяческих ПМП и т.д. Конечно нам важно, чтобы мероприятия наши, экстремальные, отдых на воде и все такое, были максимально безопасными. Весной мы проводили курс Первой Помощи для желающих наших Влов от школы 30-2 и будем рады проведению этих курсов от аттестованных спасателей. Курс спасения на водах очень актуальный.  Ещё вопрос – у вас не состоялись международные соревнования из-за пандемии. Это про Atlantic Challenge. Но спортсмены имеют такую возможность. Может создать такую Федерацию и проводить под ее эгидой? Как с этим дела? 41:40 

К: Я могу сказать про Шт. У нас отменили 2 года подряд регату The Tall Ships Races и это был страх организаторов, международной организации, которая проводит регаты – ай-ай-ай, как же мы возьмем на себя ответственность?! Вместо этого 3 порта: Таллин, Клайпеда и Щецин сказали: - А мы проводим регату и нам не нужна эта организация. И они бравые ребята, провели отличное мероприятие в портах, а мы, капитаны, собрались и сказали: место старта – такое-то, время старта, линия финиша и т.д., и совершенно без всяких судейских коллегий прошли дистанцию, посчитали результаты, получили призы – как обычно тарелка, блюдце и черепашка и все счастливые хорошо погонялись. Поэтому – ну, да, что-то отменяют, но, если есть желание можно самоорганизоваться и это не проблема. Надо ли для этого создавать Федерацию и называть ее так громко – если это кому-то нравится – можно. Или можно провести все без всякого объявления «Федерации». 

Чуть в сторону шаг. Я в своё время собирал людей, которым небезразлично российское морское наследие. Была создана ассоциация «Морское наследие», без регистрации, мы просто собирались и старались друг другу помогать. Потом она попала под бюрократическую пяту, стала использоваться как бюрократическая, и недавно все разошлись. А пока живые люди делают живое дело, регистрация организации не очень нужна, можно без этого обходиться.43:35

И: На уровне Atlantic Challenge петербургское сообщество гичкарей признано самым активным в мире, так как мы и ходим в походы, и проводим соревнования, и тренируемся, так что у нас есть своя движуха даже без всяких международных соревнований, но, конечно, надеемся встретиться с нашими зарубежными коллегами. Следующий вопрос, вакцинирован ли экипаж от Ковида?

К: Да, мы вакцинировались в Бельгии однократной европейской вакциной Jonsen, недавно нам прислали все нужные документы об этом. Те, кто приезжает из России, вакцинированы российской вакциной.

И: Вопрос от той же девушки, что спрашивала о составе экипажа, какие работы выполняют волонтёры, кроме ремонтных?

К: Приборка, несение вахты на трапе, рангоутно-такелажные дела, когда надо заменять какие-то верёвки, штопать паруса, помощь механикам в машинном отделении. Ничего сложного, также есть необходимость в офисных работах, здорово, если кто это может. Кто-то взялся макетировать сувениры, кто-то – оживлять наш сайт. А так на корабле простецкие работы, особо сложного ничего не будет. 46:40

И: Спасибо. Тут такой вопрос, будете ли пытаться принимать участие в черноморских регатах? 

К: Нет, на Чёрное море не собираюсь пока ходить, не нравится мне вся эта история. Твёрдое нет.

И: Тут вопрос, можно ли приехать с парой?

К: Почему нет, конечно. На некоторых кораблях такое запрещено, так как в долгих переходах, например, через Атлантику, влюблённые могут игнорировать интересы остального экипажа, так как увлечены друг другом, но у нас не бывает таких долгих переходов. Разве что не очень поощряю проявление влюблённости на палубе, так как это может расстраивать других матросов, которым не с кем пообниматься.

И: Спрашивают, можно ли приехать на корабль невакцинированным?

К: Да, часть нашего экипажа не имеет прививки. При заходе в порт приезжает доктор, берёт тесты, через 6 часов присылает отрицательный результат, и все спокойно сходят на берег.

И: Спрашивают, как можно попасть на корабль, кроме, как волонтёром.

К: Заходите на сайт shtandart.ru, справа есть кнопка «заявляюсь в экипаж», выбираете этап по графику плаваний, который мы стараемся жёстко соблюдать, заполняете анкету (паспортные данные нужны нам, чтоб записать для вас судовую роль), перечисляете взнос на проведение плавания, приезжаете в нужный день в нужный порт, мы вас встречаем, обучаем технике безопасности и выходим в море. Рекомендуем иметь медицинскую страховку для занимающихся парусным спортом, но это не обязательно.

И: Спрашивают, есть ли задачи для переводчика на корабле? 49:32

К: Сейчас больших задач нет, будет задача переводить сайты, нужны будут французский, немецкий, испанский, но этом можно и из дома делать, а потом приехать, как будет достигнут результат.

И: Спрашивают, насколько вперёд обычно планируется график плаваний?

К: На данный момент у нас всё подневно расписано до конца августа. Сейчас занят планированием дальше. То есть, почти на год вперёд.

И: Интересный вопрос, какой корабль вашего класса считается лучшим в мире?

К: Сами-то как думаете? :)  Деревянных парусников, которые безостановочно ходят по морям нет, Шт практически единственный. Есть деревянные исторические копии, в Швеции Гётеборг стоит у причала уже 4 года, во Франции Гермиона встала на ремонт на год, и до этого полтора никуда не ходила, в Австралии Эндевор, корабль Джеймса Кука, стоит в музее и очень редко ходит… Среди железных кораблей большое разнообразие.

И: Ещё есть вопрос, можно ли в плавание с ребёнком 11 лет?

К: Да, без проблем, конечно. Вместе с родителями мы готовы брать детей с 7-ми лет, а в особых случаях и младше, но надо думать, чтоб это не принесло дискомфорта другим участникам плавания, чтоб весь экипаж не страдал от того, что малышу плохо. А так, чем меньше ограничений, тем лучше.

И: Как продвигается Катти Сарк?

К: Как и всё в этом мире, это отложилось. Но здесь на Кипре очень подходящая обстановка, хороший климат и много людей уже подключились к проекту. Проект сделан в осях, ясен план строительства, будем строить музейно, делать шпангоуты на коммерческой железной верфи, обшивать досками силами волонтёров, делать как экологически чистый транспортный парусный корабль с учебными целями. Пандемия схлынет и мы приступим к строительству. 53:45

И: Задают вопрос, на какой платформе сделан сайт и нужна ли помощь с загрузкой туда информации.

К: Сейчас по сайту у нас есть волонтёр-программист супер-уровня, он снимает технические вопросы. Нужна будет помощь по насыщению cайта контентом, этим занимается наш офис-менеджер Ольга, voyage@shtandart.eu. Сайт уже можно тестировать, new.shtandart.ru

И: Спасибо всем, кто интересуется и задаёт вопросы, приходите на верфь и на Штандарт. Состоится ли переход Афины-Хиос в январе?

К: Да, состоится, раз уж мы его объявили, даже если нас не арендуют для обучения практикантов из греческой морской академии на Хиосе. Там недалеко до Кипра, так что если решим, что Шту будет уютнее на Кипре в конце января, с Хиоса пойдём прямо туда.

И: Вопрос про морскую болезнь – если проявится, через сколько обычно проходит?

К: По моему опыту, из всего состава практикантов около трети в первый день страдают от неё. За сутки, как правило, приспосабливаются (в редких случаях за 1.5-2 суток). Организм привыкает и дальше нормально себя чувствуешь. Разве что хуже, если не видишь горизонта, или вокруг запахи еды или мотора. В случае чего есть несколько экстремальных случаев излечения, поделюсь уже на месте. 57:34

И: Какой самый длинный переход Шта?

К: С острова Мадейра до французского Шербура, 10 суток безостановочно, 1200 миль, надо было идти парусами, так как топлива бы не хватило. Два года назад был переход 8 дней, гонка из Бергена в Ольборг затянулась. Больше мы не можем ходить потому, что у нас всего 6 тонн воды и нет опреснителя. И морозилка для еды маленькая. Через Атлантику не ходим, так как вряд ли в Америке кто-то с распростёртыми объятиями ждёт петровский фрегат.