#4 Сочеванов Сергей

На край света – путешествие к мысу Нордкап

Поехать посреди зимы к Северному Ледовитому океану – что может быть авантюрнее? Особенно, когда решение о выезде было принято буквально за пару дней. Именно такие мысли крутились в моей голове, когда наш экипаж из 4 человек выезжал из Санкт-Петербурга на старенькой Opel Frontera…

А началось все с воистину наполеоновских планах отправится путешествовать на автомобиле по Средней Азии. Подогнали время отпусков, потратили колоссальное количество сил и средств на ремонт автомобиля, докупили необходимое в такой экспедиции имущество. Но в последний момент, посовещавшись, решили, что автомобиль точно не выдержит маршрут в 10000км по пескам Казахстана и Узбекистана. В качестве альтернативы было предложено съездить в Норвегию и добраться до мыса Нордкап - одной из самых северных точек континентальной Европы.

Сказано – сделано. Путь в полторы тысячи километров не представлялся нам чем-то особо сложным. Однако погода начала вносить свои коррективы уже на территории Финляндии. Обильные осадки и перепады температуры привели к обледенению трассы. Средняя скорость сразу же упала до 50км\ч. Но, несмотря на все предосторожности, мы умудрились два раза вылететь с дороги. Один раз выехали самостоятельно, просто включив на машине полный привод, а вот во второй раз в снег закопались капитально, пришлось просить помощи у попутного транспорта. Надо заметить, что у финнов очень развита взаимопомощь, поэтому не успели мы выйти из машины, как нам уже предложили трос для вытягивания из сугроба.

Вот так вот, с приключениями, через пару дней наш экипаж оказался на границе Финляндии и Норвегии. Однако граница – одно название, так как на практике она представляет собой пустующий домик с надписью «customs» и открытый мост через реку. Интереснее другое. С момента, когда мы оказались на норвежской территории, пейзаж за окнами стал стремительно меняться. Из в общем-то привычных равнин резко попадаешь в горную местность с чахлой растительностью и ледяным морским ветром. Одновременно с этим остро встал вопрос о ночевке. Наша туристическая палатка напрочь отказывалась стоять при такой погоде и, несмотря на огромное количество оттяжек, все равно складывалась. Пришлось спать вчетвером прямо в машине. В тесноте, да не в обиде, как говорится. Кстати, в заполярье световой день зимой не превышает 5 часов, поэтому при фотографировании пейзажей зачастую задумываешься – снимаешь ты рассвет или уже закат?

Еще через пару сотен километров мы добрались до одной из достопримечательностей севера Норвегии – тоннеля, ведущего на остров Магерёйя. Протяженность тоннеля, проходящего под дном Баренцева моря на глубине 212м, составляет около 8 километров. Что характерно, при проезде, а тем более остановке внутри, возникает странное чувство. Уши закладывает и как будто бы что-то давит на голову. Аналогичные ощущения у меня были только в угольных шахтах, но на значительно большей глубине.

Вскоре, преодолев несколько десятков километров абсолютно ледяной трассы, мы, наконец, очутились на мысу Нордкап. Здесь, возле моря, температура воздуха держалась в районе -10 градусов, в то время как чуть дальше вглубь континента стрелка термометра показывает все -28. Пофотографировав пейзажи, легли спать, а утром отправились в обратную дорогу. Чтобы не повторяться с маршрутом, обратно решили ехать через Мурманск. Тут без приключений тоже не обошлось. Сперва пропали тормоза на машине. Усилиями двух человек удалось локализовать проблему и устранить ее. Далее чуть не сбили оленей, внезапно вышедших на дорогу. Ну и, наконец, чуть не остались ночевать в пограничной зоне. Оказалось, что граница работает с 9:00 до 21:00. Таможню с финской стороны проходили в 20:55, соответственно на российскую подъехали, когда она уже закрывалась. После недолгих споров пограничники решили, что проще нас выпустить на родину, чем заставлять ночевать в «нейтральных водах».

Только-только оказавшись в России, мы поняли, что настоящие приключения только начинаются. Сперва машина отказывалась набирать обороты, соответственно скорость упала до каких-то 30-40км\час. Грешили на низкую температуру воздуха, пытались газовыми горелками прогревать все элементы топливной системы. Это помогло, но ненадолго. На очередном подъеме встали окончательно. Никакие «реанимационные» мероприятия не смогли помочь завести двигатель. Оставалось ждать утра…

Потом были долгие 90 км в промерзшей машине на тросу. Спасибо дальнобойщику, который вез нас, несмотря на рвущийся трос, скользкую дорогу и метель. Спасибо обслуживающему персоналу заправки в поселке Причальный. Там нам дали воспользоваться интернетом и телефоном, чтоб найти автовоз, который бы забрал наш Опель до Санкт-Петербурга. Спасибо двум рыбакам на Mitsubishi L200, которые дотащили нас на тросу от Причального до нужного места в Мурманске. Спасибо, наконец, водителю автовоза, который за относительно небольшие деньги довез нас, вместе с машиной, до самого дома в Петербурге.

В общем, приключения состоялись!

Фотографии:

Проголосовать!