#3 Назарова Галина

Без спешки и суеты

живут гостеприимные люди на Родосе

«Вот, пожалуйста», – с улыбкой на загорелом морщинистом лице сказал немолодой грек, протягивая сувенир только что отоварившейся в его лавке женщине. На слова ее благодарности он полюбопытствовал, откуда дама. Оказалось, что она из Франции, и в Греции ей нравится, да и вообще она любит путешествовать. «Я тоже, – поддержал беседу грек. – Вот в следующем месяце планирую поехать в Монако», – между делом бросает он. «Вот это да! Я уже который год хочу там побывать, но не могу: для меня это слишком дорого. Сбережения съедает кризис», – вздохнула дама. Такой незатейливый диалог мы подслушали в сувенирном магазинчике одной из многочисленных деревень греческого острова Родоса.

Чем горячее солнце, тем больше желания уйти в тень

Действительно, на острове складывается впечатление, что кризис лютует где-то там, в остальной Европе, и к грекам не имеет никакого отношения. Здесь все идет своим чередом и не спеша. Анекдотичная фраза о том, что не стоит делать завтра то, что можно отложить на послезавтра, как нельзя лучше характеризует жизнь этой страны. Классический день грека начинается с чашечки холодного фраппе (от фр. frapper – взбивать) – размешанного в холодной воде растворимого кофе, взбитого с сахаром (мороженым или молоком – по желанию). Греки очень любят этот напиток, который считают своим традиционным. Более того, Эллада занимает одно из первых мест в Европе по потреблению кофе. После того как грек подзарядится любимым напитком, он может думать о работе. Но тут скоро наступают заветные 13 часов, когда начинается долгожданная сиеста, и длится она до... 17 часов. В это время жизнь останавливается (работают разве что гостиницы и некоторые места общепита).

Если на Родосе еще какая-то активность в сиесту наблюдается, то в Афинах и Салониках в эти четыре часа нельзя даже звонить по телефону. «Вы что? Ведь люди отдыхают!» – недовольно удивятся жители греческой столицы бесцеремонному вмешательству в их законное время покоя. После сиесты далеко не каждый грек выйдет на работу, особенно если у него свое дело. А тут как раз спадет жара, значит, самое время идти в таверну всей семьей и под стрекот цикад есть ароматные сувлаки (шашлычки на деревянных палочках), запивая местным вкусным вином.

Получается, что среднестатистический грек полноценно работает только часа четыре в сутки. И это все на фоне непрекращающихся сообщений о том, что родина мировой демократии уже в сентябре может стать банкротом. На улицах маленьких городков-деревень Родоса (а их 44) действительно нередко можно встретить разорившиеся кафе и магазинчики. После первой мысли о том, что вот это и есть кризис, хочется скорее пойти в таверну по соседству и помочь Греции выправить ее ВВП. «Да нет же, закрывшиеся помещения – это всего лишь неудавшийся бизнес, с глобальными экономическими передрягами это никак не связано», – объясняет экскурсовод Михаил из Ташкента. В первый раз он побывал в Греции еще в 1997 году, тогда и влюбился в эту страну, а регулярно он работает здесь последние четыре сезона. Проводит на Родосе семь месяцев в году и видит динамику событий, как говорится, воочию. «Дух кризиса витает в стране, но его мало кто замечает», – делится своими наблюдениями Михаил.

Ритм жизни диктует земля

Впрочем, это не мешает грекам жить полной жизнью и поставлять на европейский стол замечательные продукты для блюд полюбившейся средиземноморской кухни. Например, оливки. «Всегда было интересно, чем оливки отличаются от маслин?» – любопытствуем мы у хозяйки кафе под говорящим названием «Эдем», уплетая домашний куриный суп и приготовленную на гриле рыбу-меч. «Оливки – это просто неспелые маслины, их собирают раньше и в них не так много масла», – поясняет улыбчивая гречанка. Кстати, на острове растет 7 миллионов олив, и у каждой есть свой хозяин. Плодоносить дерево начинает только через четыре года после посадки, в течение которых требует неустанного ухода, а собирают плоды вручную. В 2011 году на острове произвели 70 тыс. тонн оливкового масла. Примечательно, что в Европе монополию на этот продукт держат испанцы и итальянцы, так что и в России можно купить товар только из этих стран. Поэтому соотечественники тащат на родину превосходный греческий продукт во множестве бутылок. На заметку путешествующим: вывоз пятилитровых емкостей оливкового масла из Греции запрещен, хотя они продаются в любом крупном магазине. Аналогичный объем провозить можно, предварительно расфасовав его в разновеликую тару.

Славится Родос и своими винами, которые производятся здесь как в промышленных масштабах, так и в малых хозяйствах. Одно из них расположено в деревне Эмбона, где виноделием занимаются несколько греческих семей. Семейный бизнес – одна из особенностей островного предпринимательства. И если у коммерсанта появились свободные средства, он наверняка вложит их в развитие уже работающего дела, а не в какую-то новую отрасль.

Кажется, что по-настоящему работают здесь только те, кто занят в сельском хозяйстве, а это треть населения острова. Вдоль дорог Родоса – поля помидоров, кабачков, баклажанов. Сильно развито животноводство: здесь выращивают не только свиней и баранов (блюда из их мяса, кстати, очень удаются греческим кулинарам), но даже страусов. Примечательно, что коров держат только местные турки. Вся сельскохозяйственная индустрия направлена главным образом на прокорм туристов: многочисленные таверны, гостиницы и магазины ежедневно закупают у фермеров свежие продукты. Родос, четвертый по величине остров Греческого архипелага, действительно любим туристами: в сезон 2011 года, который длился с мая по ноябрь, здесь побывали 2 миллиона гостей, притом что население острова составляет 120 тыс. человек. А в июле этого года установлен безвизовый режим на 15 суток между островом и Турцией. Правда, россиянам, которые едут в Малую Азию (так греки называют Турцию) и пожелавшим оказией попасть в Грецию, все-таки придется озаботиться заранее оформлением шенгенской визы.

«Остров открыт российским туристом буквально пару лет назад», – уверенно убеждала нас представитель компании-туроператора. Каково же было наше удивление, когда в небольшой гостинице, где мы разместились, были сплошь русские. Практически в каждом кафе можно попросить меню пусть на плохоньком, но все же на русском языке. Автострады, проходящие по побережью или между невысокими горами, сопровождают огромные баннеры с надписью «Меха», которые ниже дублируются на английском, еще ниже – собственно на греческом. На улицах постоянно слышна родная речь.

Фотографии

Проголосовать!