#21 Наумова Алёна

Вечный город и Город на воде

Прошлым летом я посетила жгучую солнечную Италию. Воспоминания накрыли меня мощной волной, когда я вернулась в дождливый Петербург, покинув два великих, прекрасных города – Рим и Венецию.

Он могучий, старый, склонившийся под тяжестью веков войн, триумфов, предательств и величия. Он - хитромудрый старик - посмеивается сквозь седину: "Я еще всех вас переживу, я - Вечный!" Она тоже далеко не молода, но молодится: она растворяет в себе энергию бесчисленного множества тех пар, что со всего света стекаются, чтобы сказать слова любви под ее дивными сводами. Все так же изящна, воздушна, хоть и парадные въезды-вплывы давно покрылись плесенью. Она вынуждена носить маску романтичной красавицы: уж давно никто не помнит о ее гордости, самодостаточности, независимости, о ее величавом льве с крыльями, который не подчинялся Римской Империи, не подчинялся никому и ничему. Впрочем, оба они живут на обломках и воспоминаниях своей великой истории, потому что люди уже не те, времена не те. Сюда едут вкусить средиземноморской кухни, объесться пастой и пиццей (вспомним героиню Джулии Робертс), накупить сумок и сапогов. Говорливые суетные итальянцы совсем не похожи на тех, творивших историю и искусство. И все же так интересно узнать, что творится на улицах, площадях, крышах, лестницах жаркой Италии!

Рим. Разношерстный, непредсказуемый город. Насквозь пропитанный запахами времен, залитый горячим солнцем. Разбросал свои древности хаотично - даже метро некуда поставить. Вот стоит вокзал Термини, а рядом с ним за решеткой - зона археологических раскопок, рядом настолько, что сразу вспоминаешь фильм Феллини «Рим», где так красочно показано, что метро в центре строить невозможно: на каждом сантиметре туннеля – археологическая находка. Колонны - 3-го, 4-го, 1-го веков до нашей эры лежат рядами то здесь, то там, и это в древнем городе обычное дело. У терм – бань - мимо которых мы каждый день проходим, в раскаленном воздухе запах мочи. Старина стариной, но Рим принадлежит тем, кто сейчас в нем живет. Молодые римские бизнесмены, служащие офиса едут в костюмах, галстуках, касках на своих черных жужжащих мотороллерах. В традиционном квартале Трастевере на яркой желтизне домов, над мотороллерами и говорливыми жильцами развиваются простыни, наволочки, полотенца. Весь Рим в жалюзи, все скрываются от июльского солнца. Мы сидим напротив Колизея. Тут шумно, кажется, терраса этого кафе - излюбленное место сбора хозяев мотороллеров, которые останавливаются на привал поболтать и перекусить. А рядом с нами - типичная итальянская старушка со своей собачкой. Уж она – эта старушка - не оставит без внимания никого из окружающих: она поругается из-за чего-то с официантом, сделает замечание хозяйке огромного бульдога, испугавшего ее собачонку, переспорит любого из этих молодчиков, что тут столпились... Но не из уст этой бабки, само собой, льется самый красивый язык в мире. Мелодичный, волнующий, игривый. Как музыка для слуха - голос в поезде сообщением Рим-Венеция молодого жизнелюбивого проводника.

Венеция. Здесь тебя разрывает на тысячи мелочей. На маленькие улочки, где притягивают взгляд клумбы у стрельчатых окон, флаги, флажки, барельефы и нагромождение белья, которое не портит общей картины... На разноцветное муранское стекло, на кофейни, где в маленьких бумажных чашечках тебе подают кофе с корицей, с ванильным сиропом, с шоколадом... На маски, с монету или с три твоих лица величиной - узорчатые, позолоченные, расписные, милые, ужасные... Здесь устрицы, омары и королевские креветки смотрят на тебя с витрин ресторанов большого канала, здесь в церквях мускулистые негры держат престол Папы Великого и запросто можно встретить творение Рафаэля. Здесь, заблудившись в узкой улочке, ты с радостью будешь выбираться из лабиринта, держа путь на Риальто, старинный мост через гранд-канал. И конечно же, вода - всюду вода, кругом вода, в этой водной стихии тебя кружит и заносит, повсюду гондолы, пароходы, крылатый лев парит над городом, мосты и каналы выносят тебя на устремившийся вверх, в небо, собор Сан-Марко и Дворец Дожей. И здесь, на площади перед дворцом, не видно голубей - где они? Есть только четыре бронзовых коня на фасаде, старый лев у подножия собора и несколько крылатых львов – символов города... Слышится веселый джаз у шумного кафе напротив. И куда деться от всей этой суеты? Уединиться можно на "втором этаже" собора, здесь почти никого. Ты садишься на гранитную лавку, обозреваешь красоту вокруг, слушаешь музыку, подставляешь лицо солнцу, можешь даже помедитировать. И съесть шарик мороженого, которое тут тоже вода - оно тает и капает тебе на туфли струйкой белесой полупрозрачной жидкости. И ты говоришь себе, что обязательно вернешься. В Рим и Венецию, вечный город и город на воде.

Фотографии:

Проголосовать!