Дневники команды

  • Архив

    «   Март 2024   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1 2 3
    4 5 6 7 8 9 10
    11 12 13 14 15 16 17
    18 19 20 21 22 23 24
    25 26 27 28 29 30 31
                 

***

...Босиком по теплому асфальту, разбрызгивая пятками лужи, в которых отражаются мачты. В Кристиансанде попрежнему дожди, а моя тельняшка пропиталась сыростью местной погоды. Иду под дождем и чувствую, как стекают с волос крупные капли. А вокруг возвышаются как облака - корабли. И на каждом – мачты с парусами.

Ощущение полета. Хочется развиваться на ветру вместе с флагами. Или хотя бы побежать так, что бы наполнились и расправились за спиной крылья. Не сразу понимаешь, от чего так прохладно и чисто внутри. Ведь паутина чужого такелажа давно смешалась с небом и стала частью пейзажа.
А легко именно потому, что мне давно хотелось увидеть эти корабли. Былые огромные чайки, все как один расцвеченные пятнышками государственных флагов. Впитываются в брюки нагретые асфальтом лужи, а я улыбаюсь проходим: туристам и морякам. Ведь им то наверняка понятно это сумасшествие.

И вдруг среди огромных пароходов и белоснежных яхт – маленькие мачты «Штандарта». Желто-зеленые борта, по-домашнему прибранные паруса, темное дерево на планширях. И нежность вдруг разрывает сердце. Так, что становится трудно дышать. Разве можно влюбиться в корабль? Ведь их здесь – десятки. Выбери любой другой, поднимись на борт, примерь на себя его каюты. А вот не приходит в голову. Потому и ускоряешь шаг. Объяснять это будет лишним. Просто спешишь взойти на трап, пробежаться по кубарям и палубе, проверить, не случилось ли чего в твое отсутствие.

© Катя Сехина

О морской службе

Довелось мне в начале июня 3 дня отслужить матросом на парусном фрегате Штандарт. Шли мы тогда из финского порта Турку в финский же порт Котка, причаливали у двух предположительно необитаемых островов и наблюдали в белую ночь на траверсе город Хельсинки. Штандарт - реплика одноименного корабля постройки петровских времен, в открытом море ходит на парусах, но согласно нынешним морским законам оснащен двумя дизельными двигателями, электростанцией, электрическими фонарями, современными средствами связи и навигации.

Прошлую зиму фрегат перезимовал в Норвегии, и волонтеры, навещавшие корабль в порту, заезжали ко мне в гости в Уппсалу. Прознав, что летом парусник будет участвовать в регатах и экспонироваться в морских музеях разных городов, словом, весьма активно бороздить просторы Балтийского и Северного морей, я выбрал подходящий отрезок маршрута и попросился на борт.


Корабль. Мне посчастливилось глубоко прочуствовать смысл этого слова. Это не только и не обязательно плавсредство для перемещения людей и грузов через водные пространства. И самолеты зовут воздушными судами. Удивительно ли, почему человечество, уже без малого сотню лет грезя о космических путешествиях, с такой большой готовностью, на всех языках называет свой будущий транспорт - кораблями.

Назови машину - кораблем, не важно, на каком языке - и сразу же выстроится образ бытия, всплывет знакомым словарем из вековых глубин. Обязательно будет экипаж. И капитан. И штурман, и даже боцман. И прочие судовые роли - в соответствии с потребностями эпохи. И будет распорядок. Будут вахты. И даже аварийное расписание. Как глубоко оно, оказывается, в нашей культуре - что сообщество людей, отделенных от остального мира необитаемым пространством, и объединенных способностью это пространство преодолевать, осознают себя как экипаж корабля.

А между тем, корабль - это машина, механизм. Так уж повелось с древности, что первые сложные технические системы, произведения мысли и рук человеческих - были машинами для путешествия по воде. А в машине все функционирует системно и модульно, и каждая деталь имеет свое отличительное название. Не перепутаешь.

И несколько тысяч лет, до совсем недавнего времени, технической автоматизации не было - не получалось уровне материала объединять несколько управляющих воздействий в одно. Только словами, глаголами. Поэтому была автоматизация человеческая. И люди, экипаж корабля - тоже часть машины. Вахта фока, Вахта грота, Вахта бизани... Да и у штурвала неотрывно должен стоять рулевой. Разумные исполнители на своих местах. Поэтому и машины были - разумные.

Сейчас это состояние можно ощутить только на историческом паруснике - быть частью корабля, как машины, как системы. Выбирать и растравливать снасти, поднимать якорь, выискивать на горизонте буйки и вешки. Бухтовать канаты и веревки, и делать это четко, и в соответствии с глубоко рациональной морской традицией. В любое время по команде быстро просыпаться и выходить на парусный аврал. Не принадлежать себе. Ведь такой корабль - это, помимо прочего, большая красивая деревяшка, живой материал. И как таковой, он постоянно требует заботы, труда человеческих рук. Так на корабельной рынде и вылито: "Жизнь - это то, что мы делаем своими руками".

А кто-то из классиков говорил, что "свобода есть осознанная необходимость". На корабле это ощущается очень живо. По крайней мере, мне, начинающему матросу, приходилось очень быстро и многому учиться. Чувствовать, как приходит все большее понимание устройства корабля, ощущение его сосояний, осознание всех его необходимостей. В море невозможно быть свободным от корабля, но через все большее осознание, перенесение необходимостей на себя, приходит редкое ощущение качественно иной свободы. Свободы вместе с кораблем, с экипажем, надличностной. Свободы разумной машины, частью которой ты существуешь.

© oduvanych

4 - 20 декабря 2009

4 декабря: нас стало на 3 человека больше. На борт приехали Капитан, Элс и Лина. Теперь на борту команда из 7 человек.

6 декабря: в бухте завис корабль береговой охраны. С учетом того, что это – воскресный день, и в Норвегии даже мухи не летают, мы заподозрили что-то неладное.
И точно – к обеду на «Штандарт» пожаловали трое джентельменов из норвежского КостГард. Похоже, у них это были учения по проверке документов. Проверка длилась два часа, и закончилась без замечаний.
В конце выяснилось, что капитан корабля – житель Ставерна, куда мы идем буквально завтра. Так что все наши планы по стоянке в Норвегии ему и так были известны.

Вечером уехала Элс. Было приятно, что человек прилетел из Голландии, всего только на выходные, пообщаться с нами и взглянуть на корабль.
Кстати, в Голландии полным ходом идет регистрация фонда «TS Shtandart».

7 декабря: переход из Крагеро в Ставерн. Погоду подобрали более-менее спокойную, волна чуть-чуть покачала «Штандарт» в начале перехода, но ихтиандра так никто и не видел. Ближе к вечеру на горизонте разглядели силуэт яхты, идущей попутным с нами курсом. «Вот ведь сумасшедшие, дома им не сидится, в декабре по морю шастают!» - прокомментировал экипаж и сквозь смех.
Ошвартовались в Ставерне. По прежнему, не можем подключиться к береговому электропитанию – в Норвегии три фазы почему-то 220 вольт, а не 380, так что к корабельному электрощиту «это» подключать нельзя.
Для экономии топлива на ночь стали выключать генератор.

8 декабря: сходили в сименс-клаб: это клуб моряков, кто не понял. Пообщались с Дядькой Тором (очень напоминает Санта-Клауса), поиграли в местный бильярд без луз.

9 декабря: на «новой» машине приехал Свенсон, с Катей Головиной. На борту почти «многолюдно».

10 декабря: переход в Тонсберг. Этот городок – районный центр. Как нам сказали – главнее Ларвика, и тем более главнее Ставерна. Шли по фьорду, на берегах которого – очевидно – коттеджи очень состоятельных норвежцев. Вода пресная и мутная – во фьорд впадает несколько речек.
Долго смеялись над неприличными названиями остовов в этом фьорде. Одно из таких названии – Нешуя, очевидный антоним названию рядом стоящего острова.
Ошвартовались в самом центре города – ближе не подойти. На набережной – гостиница, рестораны, морской клуб и музей. Вдоль причала расставлены ёлочки, подсвеченные симпатичными гирляндами.
Штандарт с тремя новогодними елками (на каждой мачте – особым образом развешены гирлянды) смотрелся здесь уместно и по-родному.

11 декабря: собрались и уехали все: Лина и Леша – самолетом, Свенсон, Катя, Лера и Слава – на машине Свенсона. На борту остались двое – Владимир и Макс. Поздно вечером ситуация нормализовалась, как во всех русских сказках и анекдотах: приехал третий – Миша Юшков.

12-13 декабря: В Тонсберге – совершенно чудесный харбор-мастер. Он какое-то времы даже возглавлял фонд парусника «Кристиан Радих». Думаю, не надо говорить что все нужды парусного корабля в иностранном порту он понимает без слов.
Для подключения к берегу он одолжил нам специальный трансформатор, ящик весом 120 кг. Весь день всем экипаже занимались подключением-переподключением розеток и проводов к трансформатору. Заработало!!!
Теперь выключая генератор, на борту можно оставлять включенной электропечку. Тепло и уютно.
Главная местная газета опубликовала добрую статью про нас, с приглашением заявится на переход в Осло. На выходных на борту было немало гостей. Сундучок для пожертвований проявил признаки жизни. Многие активно интересуются возможностью пойти на Штандарте.

14 декабря: утро началось с заправки двух тонн топлива – бесплатно, от щедрот харбор-мастера и порта Тонсберг.
К нам так хорошо все относятся, что появилось желание зайти сюда еще раз – только теперь уже летом.
Вокруг корабля замерз лед. Не толстый – сантиметра 4. Но все равно боязно – вдруг к моменту перехода в Осло еще толще станет.

15 декабря: харбор-мастер призвал ледокол очистить фъорд ото льда. Ветром тут же унесло все обломки.

16 декабря: переход пришлось перенести, причина – прогноз погоды. Встречный ветер до 15 м/с, мороз до 12 градусов – не самая удачная погода для плавания.

18 декабря: к 8.30 на борт собрались норвежские «сумашенцы», желающие испытать себя в суровых условиях морского плавания. К сожалению, прогноз хоть и верно предсказал, что ветер спадет, однако не совсем точен был в отношении направления: попутнячок будет только на следующий день.
Так что поставили одну лишь бизань.
Вместе с нами на борту было 12 человек. Жутко холодно, но солнышко – всю дорогу. Было интересно смотреть на Осло-фьорд: с восточной стороны от воды идет пар, как будто туда напихали кипятильников. С западной стороны – все чисто, вода холоднее. Позже нашли объяснение: вода Гольфстрима циркулирует во фъорде с востока на запад. Сначала она еще теплая, и «парИт», потом – уже остыла.
В сумерках заходили в порт. Решили все-таки отметить приход артиллерийским салютом. В заряды Максуд добавил фейерверочных шариков, так что в темноте выстрелы не только громкие, но и очень красивые.

19 декабря: Стоим на месте «Кристиана Радиха». Это метров 500-600 от центральной набережной. Близко, но не настолько чтобы публика нас видела и до нас доходила.
На борт пришел главный редактор крупнейшей норвежской газеты АфтенПостен. Оказывается, он про Штандарт писал статью еще 11 лет назад, когда корабль был еще на берегу у Смольного. Отлично говорит по русски, и вообще производит впечатление фаната развития русско-норвежского взаимопониания. Пришел с фотографом, около часа снимали корабль и капитана со всех возможных точек. Обещали статью в воскресный номер.

20 декабря: Валом повалил народ. Статья в АфтенПостан чуть ли не на самом заглавном месте. Сразу после рассказа о борьбе с всемирным потеплением.
Фотографии в самом деле получились хорошие. Анонс на первой странице, сразу рядом с заголовком. В общем, очевидно, что отнеслись с уважением.

Захват Крагерё 1-2 декабря 2009

01.12 В 13.00 отправились стрелять в крепость.

Детишки восторженно кричали с берега, всем понравилось. По прибытии обратно на причале нас ждал губернатор и журналисты (двое журналистов находились на борту во время нашего получасового вояжа).

Макс провел губернатору экскурсию, губернатор подарил Штандарту герб города. Он был серьезен, краток, от чая-кофе отказался. Днем принимали посетителей. Раздавали малышам пиратскую газировку (небольшая реклама от местного магазина игрушек). На борт зашел предводитель местной шайки лоцманов, по совместительству брат нашего друга Рёдера – Гейир, и Мортен (хочет устроить на корабле корпоративную вечеринку). Говорили о делах, о визите в Швецию в том числе. На экскурсию зашло семейство эмигранта-чеченца. Жена с сыном (и пиратской газировкой) вскоре ушли, а Зелимхан гостил у нас до вечера. Рассказывал о местных нравах, финансовом благополучии норвежцев. Нам он понравился. Начинает по-настоящему холодать. На палубе иней, швартовый конец отогреваем под квартером, чтобы сделать аккуратную бухту.(((

02.12 Большая часть дня была посвящена корабельным работам: делаем новые вымбовки, чистим рынды, латаем флаги, стираемся. Прием посетителей… обычный такой день. А! Луна была! Сумасшедшая огромная розовая луна, так низко над горизонтом!

***

О главном: Кораблику хорошо там - в море, но плохо без всех нас, которых нет там. Корабль живет, дышит, ходит. Был отличный переход из Ставангера. Управлялись в две вахты. Тогда нас было 10 + Чел. Итого 11. Чел - это норвежское имя. В Ставерне нас стало 8. Очень запомнился выход с профэкипажем "Кристиана Радиха". Разделились на вахты, небольшой инструктаж - ребята взрослые, знают что к чему. Но, как мне показалось, не все были готовы работать с парусами или выходить наверх - наверное, профстатус не позволяет. Ведь у них существует четкое деление на тех, кто работает на мостике, кто с парусами, кто кок и т.д. Ребята проявили себя очень активно. Пришлось немало побегать. После выхода поделились впечатлениями: очень интересно, но тяжеловато. Да, тяжеловато и мне пришлось. Спустя годы кораблик меня все-таки победил. Тааак, я еще не болела. Мне казалось, что я могу похвастаться своей стойкостью к качке. Но тут, наверное, мое долгое отсутствие на борту сказалось, или уже психика не та.

С командой Кристиана Радиха хорошо подружились. Ходили к ним в гости на обед и ужин. Капитан провел для нас подробную экскурсию. Макс сводил их капитана к нам на грот, а мы залезли к ним на мачту. Ох! И какие же холодные у них снасти!! Пальцы немеют моментально. Мокрое, холодное железо - это далеко не наши веревочки. Как же приятно сжимать в руках теплые снасти и обнимать деревянный рей на Штандарте!

Вскоре на "Радих" прибыли кадеты, и мы проводили наших друзей в рейс к далеким жарким Канарам.
Помимо прочих переходов, запомнился выход Штандарта с участием норвежских школьников. Школьников мы повстречали на пристани дракаров. Они перебрасывали балласт из лодок, в то время как мы пришли к ним на экскурсию. Тогда Макс предположил: вот чем занимаются провинившиеся школьники в Норвегии - тягают камни. Но оказалось, что школьники участвуют в работах абсолютно добровольно и, более того, в сезон ходят по морям на дракарах. Тут, мы сразу и зазвали их на Штандарт. Зашли из далека - позвали на экскурсию. А потом пригласили с нами на парусно-тренировочный выход. Тут уж деваться им было некуда - как же мы (нас тогда было 5 вместе с капитаном) управимся без их помощи? Это был самый запоминающийся выход на Штандарте в период моего присутствия в Норвегии. На каждую мачту пришлось по одному нашему брату: я, Лера и Игорь, и по грозди школьников. Провели инструктаж, сходили на сезни, все поставили. Живых и не очень стало поровну. Ну ничего, живые были живее живых. Вот у меня на фоке было целых два Нортона (очень распространенное норвежское имя), руководитель группы и Кристина. Они такие умницы!! На поворотах работали быстро, понимали с полужеста, чего хватать, а что оставить в покое. Несмотря на то что многие пролежали весь выход, всем очень понравилось. На следующий день вышла газета со статьей, фотографиями и интервью школьников.
Такую практику нужно продолжать. Хорошо бы привлечь норвежскую молодежь к нашему проекту. Погода позволяет - нужно ходить.

Информация о Штандарте несколько раз попадала в СМИ области, чаще в печатные. В первые дни пребывания Штандарта в Ставерне и Ларвике было очень много посетителей, мы несли полноценные вахты на трапе, раздавали буклеты, проводили экскурсии, беседовали, обзавелись друзьями, которые еще не раз приходили на борт. Приятно было встречать людей, которые помнят корабль с его предыдущего захода в Ларвик в 2004 году. Нам приносили фотографии Штандарта, Мира. Местный народ хорошо знаком с нашим парусником "Мир". Со временем народу стало приходить все меньше и меньше, особенно, в Ставерне. Бывали дни, когда ни один человек не заходил на борт. Просто Ставерн очень-очень маленький городок. Все жители могли посетить кораблик за 1 день. Но участники проекта по строительству брига постоянно приобщали нас к каким-нибудь городским или областным событиям.

Так, в один из выходных дней в Ларвике праздновали ночь культуры. В городе был запланирован ряд мероприятий: официальная часть в морской церкви с участием хора, оркестра, губернатора города, военных моряков, членов клуба моряков и других жителей города; городская лотерея; концерт; фейерверк. Может быть что-то еще, о чем я не знаю. Мы очень хорошо подготовились к празднику. Нас было 5, но мы в тельняшках. Штандарт вошел в город с пальбой из пушек (благодаря Игорьку). Наш образ гармонично дополняли находящиеся на палубе вояки в красивых мундирах. На камбузе был приготовлен борщ (благодаря нам с Лерой ), который наши друзья заранее разрекламировали в Ларвике. Горячий борщ был очень кстати для гуляющего в пасмурную, мокрую погоду народа. Сразу после прибытия нас пригласили участвовать в официальной части праздника в морской церкви. Макс, Игорь и я облачились в наши лучшие наряды на борту - колготки и треуголки не забыли. Даже гитару не забыли, потому что нас вдруг известили, что мы будем выступать. Сидя в первом ряду рядом с губернатором и его женой, мы с Максом пытались морально подготовиться к "выступлению". Игорек был готов, ведь это он успел до этого прославиться во всех местах, куда нас приглашали . Когда мы с Максом поняли, что морально не готовы испортить песню, мы подло подставили Игоря. Так как все действо в церкви происходило на норвежском языке, не трудно было заметить, когда прозвучало имя Igor - Игорь пошел... Я не помню, как называется песня, которую он пел. Но помню, что он сказал по-английски: "это русская морская песня о моряке, который скучает по родному городу". И он сыграл и спел! И это было здорово! Очень сильно, эмоционально и энергично! Ему аплодировали. Игорь отдувался за весь наш Штандартовский хор уже не впервые. Он просто спасал нас, когда нас поставили к стенке участники морского хора в Лангезунде. Сначала завлекли чаем и вафлями, а потом поставили к стенке и сказали петь. В тот раз мы подпевали Игорю как миленькие. В городскую праздничную лотерею мы выиграли вафельницу. Из церкви нам нужно было вернуться на борт, потому что нас ждала публика. Весь вечер принимали гостей, хотя погода была мерзкая, и из-за нее отменили фейерверк.

По поводу судовых работ: людей на борту мало, но время судовым работам уделять надо. Пока Талья была на борту, она занималась расходниками, устанавливала кофельнагельные планки, находила чем заняться. Леша почти постоянно был чем-то занят в машине, электрикой, гальюнами. У него то уж точно работы хватало. Починили пару флагов. А самое глобальное, что мы сделали - отмыли оба внешних борта от ржавчины. Теперь у кораблика красивые, ярко-желтые борта. Вообще, Штандарт нуждается в основательном косметическом ремонте. Так как несколько штормовых стоянок дали о себе знать. От швартовов и веревок от кранцев как всегда страдают планшири, борта, венки, и даже обшивка вытяжек машинного отделения не выдержала. Частично при помощи подручных средств удается защитить борт от истирания, но не всегда.

Ну и, конечно, хочется отметить хорошее руководство капитана. Я и, наверное, остальная команда, полностью доверяли ему в море. Руководство Макса на берегу, на мой взгляд, было очень грамотным. Он всегда полностью владел всей ситуацией, решал сразу несколько вопросов, поддерживал связь со всеми контактными лицами, инстанциями на берегу. Несмотря на то что у него появилось много серьезных дел, задач, встреч, вопросов, он не удалялся от остальной команды. Это очень важно, когда команда очень маленькая. Всегда и во всем старался быть с нами: вахтил, мыл палубу, чистил борт, мастерил ящики и даже пек корабль. Спасибо!

© Маша Панова

Страницы: Пред. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | След.