Онфлёр — Сен-Мало

Порт отплытия: Онфлёр
Посадка: 19.10.2013
Отплытие: 21.10.2013 12:00
Порт назначения: Сен-Мало
Прибытие: 25.10.2013 10:00
Высадка: 26.10.2013
Дней на борту: 7

В зависимости от погоды мы зайдем в один или несколько портов по дороге, с большой вероятностью – в Шербур, также возможны Сент-Питер-Порт и о. Джерси.


Онфлер

Онфлёр

В самом начале XI века, то есть тысячу лет назад, Онфлер уже был важным торговым портом на северном побережье Европы. На протяжении столетий он был связующим звеном между островными и континентальными владениями английской короны, и, как следствие, лакомым куском для французских корсаров, которым не раз удавалось взять город под свой контроль. Отсюда французы совершали дерзкие набеги на английские портовые города по обе стороны Ла Манша.

Для нас Онфлер интересен не столько как центр морской торговли или база французских корсаров. В 16 и 17 веке этот город навсегда вошел в историю великих морских путешествий и географических открытий, нарушив гегемонию испанцев, португальцев и англичан в Атлантике. Французское судно "Надежда" ("L'Espoir") из Онфлера еще в 1503 году впервые достигло берегов Бразилии. Его капитан, Бино Польмье до Гонневиль, исходно направлялся к мысу Доброй Надежды, и окончательно установить, что обнаруженная им "райская земля" на самом деле является южноамериканским побережьем в районе острова Святой Катарины, удалось лишь через 400 лет после его возвращения, что, впрочем, нисколько не умаляет важности и величия сделанного им открытия. Из Онфлера же в 1608 году вышли и взяли курс на Канаду три судна под командованием Самуэля де Шамплена, одного из величайших путешественников и первооткрывателей в истории Франции. Результатом этой, одной из первых его экспедиций стало основание Квебека, остававшегося многие годы после этого столицей французских владений в Канаде.

В начале 19 века гавань Онфлера сильно обмелела, и в истории города открылась новая глава. Основной поток торговых судов переместился в соседний Гавр. Экономически город пришел в упадок, но, как это нередко бывает, именно благодаря этому смог сохранить свой исторический облик и постепенно став провинциальным морским курортом. Здесь любили отдыхать многие художники, композиторы и поэты, в том числе Тургенев, Писсаро и Ренуар. Интересно, что именно в Онфлере находится памятник тургеневской Му-Му.

Во время стоянки в порту можно будет посетить дом-музей Эжена Будена (Eugène Boudin) — яркого художника, прародителя импрессионизма и наставника Клода Моне. Кроме того, нужно обязательно заглянуть в церковь святой Екатерины – один из немногих сохранившихся деревянных храмов в Западной Европе. Церковь была построена в годы расцвета «морского» Онфлера — около 400 лет назад. Строили ее корабельные плотники, вдохновлявшиеся традициями викингов, и внешне она напоминает перевернутый корабль.

Церковь Св. Екатерины

Переход

Переход Онфлер – Сен Мало невелик по расстоянию, всего около 170 морских миль. А значит, у нас будет время на заходы в интересные порты по дороге и отличная возможность насладиться неторопливым плаванием под парусом. Скорее всего, мы заглянем в Шербур — один из нормандских городов, основанных викингами, а ныне — базу французских военно-морских сил. Другая возможная остановка — Сент-Питер-Порт на острове Гернси. Во второй половине перехода на нашем пути окажется крупнейший остров Ла Манша — Джерси, с его высокими скалистыми берегами, пляжами и впечатляющими замками. Официально Джерси (так же как и Гернси) — независимое государство под протекторатом английской короны — он не входит в Соединенное Королевство, и даже не является частью Евросоюза. Здесь есть свой парламент, свои законы и даже свой язык (на котором, правда, сегодня говорят не больше 5% населения острова).

Остров Джерси

Сен Мало

Замок Ле Мон Сан Мишель

Сен-Мало (Saint-Malo) — город-крепость в Бретани на берегу Ла-Манша, возникший в VI веке (а по некоторым данным - и раньше) на небольшом острове, отделенном от материка узким проливом. Замок, надежно защищенный со всех сторон, обеспечивал своим владельцам контроль как над побережьем, так и над морскими торговыми путями, и воинственные жители Сен-Мало на протяжении столетий собирали пошлину с проходящих мимо кораблей, не гнушаясь и грабежами. При этом жертвами местных жителей нередко становились как английские, так и французские суда — город довольно долго не признавал власти крупных европейских монархий и отказывался подчиняться даже герцогам Бретани, традиционно имевшим в регионе большее влияние, чем французские короли. Девизом Сен-Мало в средние века было «Не французы, не бретонцы — но малонцы», и в XV веке город какое-то время даже существовал как независимая республика.

На протяжении Средних веков город постоянно расширялся, укрепленный остров сросся с материком, и к XVI веку Сен-Мало превратился в крупный торговый порт. Однако мощные крепостные стены, окружающие исторический город по сей день, не дают усомниться в его воинственном прошлом. Занявшись торговлей, местные жители не изменили своим пиратским привычкам, и Сен-Мало быстро стал крупнейшей базой корсаров, контрабандистов и работорговцев на французком атлантическом побережье. Именно здесь родился знаменитый корсар наполеоновской эпохи Робер Сюркуф (Robert Surcouf), один из первых кавалеров Ордена почетного легиона, носивший прозвище «Король Корсаров».

Но не только пираты и контрабандисты создавали историю этого города — нашлось здесь место и для авантюристов совсем другого склада. Наряду с Онфлером Сен-Мало сыграл важнейшую роль в истории французских географических открытий. От той самой пристани, к которой пришвартуется наш «Штандарт», отчалил в 1534 году уроженец Сен-Мало Жак Картье — первооткрыватель Канады, здесь же снаряжал свои поздние экспедиции легендарный Самуэль де Шамплен. И именно мореплаватели из Сен-Мало стали первыми обитателями далеких Фолклендских островов, которые до сих пор носят во Франции название Малонских.

В часе езды от Сен Мало находится легендарный город-крепость Мон Сан-Мишель, и не упомянуть его в рассказе об этих местах было бы непростительно. Невероятной красоты замок расположен на небольшом скалистом острове, а вернее, он фактически встроен в саму скалу, сливаясь с ней в одно целое. Во время прилива море полностью отрезает остров от берега, и поднимается вплотную к подножью замка. В такие моменты издалека замок напоминает огромный корабль. Очертания Мон Сан-Мишеля легко узнаваемы по шпилями монастыря, расположенного на самой вершине скалы в центре острова. Уникальное совместное творение природы и человеческих рук, Мон Сан-Мишель на протяжении столетий служил для многих источником вдохновения. Его воспевали средневековые барды, рисовали художники эпохи Возрождения, здесь писал музыку Клод Дебюсси. Мон Сан-Мишель фигурирует во многих книгах, и именно с легендарного замка были срисованы сказочные крепости в голливудском Властелине Колец.

Сегодня население Мон Сан-Мишеля составляет 40 человек. И еще 3 миллиона людей со всего мира посещают его ежегодно. Осенью поток туристов немного ослабевает, и у нас будет шанс приобщиться к красоте этого уникального места, избежав толп посетителей.