История петровского фрегата «Штандарт»

Петр Первый стремился сделать Россию такой же цивилизованной как Европа. Он хотел перенимать лучшие изобретения, мирно торговать и сделать страну такой же развитой как например Голландия и Англия. Для торговли и эффективной коммуникации ему нужны были морские пути. Балтика - естественное морское "шоссе" для общения с остальной Европой. На пути стоял флот Швеции. Для разрыва торговой "блокады" Петру Первому нужен был современный флот. С целью изучения секретов кораблестроения, царь Петр лично поехал учиться в Голландию и Англию в 1697 году.

После возвращения из путешествия, в 1702 году по указу царя Петра и приказу губернатора Меньшикова заложили на Олонецкой верфи корабли для флота Российского. Флагманом стал фрегат «Штандарт» — «первенец флота», как его называл царь Петр.

«Великое посольство»

Во время путешествия с Великим Посольством Царь Петр изучил, усвоил и переработал методы строительства кораблей. В Амстердаме специально для него — чтобы Петр мог увидеть весь цикл судостроения — был заложен, построен и спущен на воду фрегат, названный «Петр и Павел». Грамота, выданная «Петру Михайлову» корабельным мастером, говорила, что Петр «изучил искусство сплачивания, сколачивания, пиления и строгания... как и мы сами искусство сие разумеем». Но удовлетворения от полученных знаний у Петра не было. Петр I


Дело в том, что голландская школа кораблестроения, в отличие от английской, апеллировала в большей степени к практическому опыту, чем к теоретическим расчетам и обоснованиям. Форма корпуса, поперечные сечения шпангоутов, стрингеров, досок обшивки в Голландии в основном определялись «по традиции», на основании передаваемых от отца к сыну «секретов» профессии. Перенести такую технологию в Россию, где не было ещё потомственных плотников, такелажников и резчиков, знающих дедовские секреты мастерства, было задачей невозможной. Нужен был структурированный, более научный подход.

Поэтому после Голландии Петр собрался в Англию, страну, известную своим научным, формализованным и зафиксированным подходом ко всему, в том числе и к проектированию и строительству кораблей.

Итак, после 5 месяцев в Голландии «Петр Михайлов» провёл ещё 4 месяца в Англии — путешествуя, общаясь с мастерами и адмиралами. Что вынес Петр из той поездки? Помимо 500 специалистов, нанятых по его приказу на русскую службу, Петр «подсмотрел» самые важные достижения и новейшие технологические решения в производстве и, особенно, в любимой им отрасли — в кораблестроении.

Первенец флота

Применение вновь полученным знаниям нашлось довольно скоро. В 1702 - 1703 годах началось строительство кораблей защиты порта и торговых путей на Балтике: строили их на реках Сясь и Свирь. Сясьская верфь оказалась не очень успешной — подбор мастеров-кораблестроителей оставлял желать лучшего. А вот на Олонецкой верфи, названной по имени уезда и расположенной на Свири (ныне — Лодейное Поле) дела пошли очень удачно. Всего за пять месяцев, начиная работу буквально «в чистом поле» и создавая верфь «на ходу», построили первые 10 судов. Самым большим был 28 пушечный фрегат «Штандарт», который и стал флагманом нового Балтийского флота.


Название «Штандарт» символизирует обретение Россией этого нового торгового пути через Балтийское море: в 1703 году царь Петр изменил свой штандарт, добавив к картам трех российских морей четвертую – карту Балтики. Был сделан новый штандарт, и в его честь назвали первый корабль Балтийского флота.

Фрегат «Штандарт»

Корабли были заложены 24 марта 1703 года, спущены на воду 22 августа, а уже 8 сентября того же года эскадра поставила паруса для перехода через Ладогу в только что основанный город - Санкт-Петербург.

Руководили работами голландские и английские мастера, и русские подмастерья из учившихся во время Великого Посольства. Чертежи многих из новых судов составлял собственноручно Царь Петр. И доверял строить по своим проектам только проверенным мастерам, таким, как голландец Выбе Геренс. До начала работ на Олонецкой верфи «Выбей» зарекомендовал себя как талантливый кораблестроитель: в Воронеже и Архангельске он строил 38-пушечный корабль, две 8-пушечные яхты и даже корабль на 68 пушек. Ему и было поручено строить «царский» корабль, названный позднее «Штандарт».

Особенности конструкции

Петровские чертежи «Штандарта» не сохранились. Но на основании документов Олонецкой верфи, других архивных материалов в результате более чем трехлетнего труда историка Виктора Крайнюкова облик корабля был реконструирован.

На примере «Штандарта» интересно наблюдать смешение двух кораблестроительных школ - голландской и английской. Характерным для голландских кораблей была способность плавать по мелкой воде - в связи с тем, что в Голландии многие корабли строились в районах с неглубокими каналами. Отсюда широкая, почти прямоугольная форма шпангоутов, плоское днище, большая относительная ширина. По сравнению с английскими кораблями с тем же вооружением осадка у «голландцев» была значительно меньше. В открытом море, при больших глубинах, где якорь не достанет до дна, необычайно важна способность парусного корабля выходить «на ветер», лавировать. Эта способность всегда отличала английские корабли. Чтобы достичь хороших лавировочных качеств, англичане делали шпангоуты более заостренными, с увеличенной килеватостью, и оснащали корабли развитым парусным вооружением.

Петр проектировал «Штандарт», совмещая лучшие стороны двух кораблестроительных школ: необходимую для плаваний в Финском заливе уменьшенную осадку, и высокий стройный такелаж английского образца.

К примеру, длина мачты, рассчитанная по английским методикам, оказывается на 4 - 6 % больше голландской. Реи же при расчете на английский манер оказываются короче.

На теоретическом чертеже можно увидеть очень полные обводы миделя и стройную, «подтянутую» на английский манер корму.


В будущем Петру удастся добиться значительного превосходства и по мощности артиллерии — на фрегате «Олифант», построенном после «Штандарта» в 1704 году, было установлены самые мощные для кораблей такого ранга пушки — 18 фунтовые.

Судьба петровского флагмана

В строительстве «Штандарта» Петр принимал личное участие. С 21 июля 1703 года царь Петр находился на Олонецкой верфи. Вероятно, его энергия и настойчивость позволили сократить срок строительства до 5 месяцев. Работали тогда весь световой день, а как известно, дни летом на севере долгие.

За необычно короткое время — всего за две недели — фрегат был оснащен мачтами и парусами. В Петербург он вышел 8 сентября 1703 года, имея на борту груз пушек с Олонецких заводов. Капитаном пошел Петр Михайлов. Осень на Ладоге — не самое приятное время. Архивные данные говорят, что во время шторма «фрегат сей стал на мель и претерпел некоторое повреждение». В карельском фольклоре есть упоминание о Государевой, или Царской мели. По всей вероятности, сейчас она нанесена на карты как банка Торпакова возле Сторожно. Успешно снявшись с мели, «Штандарт» и другие корабли дошли до Шлиссельбурга.

Флотилия прибыла в Петербург в середине октября, и с весны 1704 года участвовала в подготовке обороны города, выполняя промеры глубин, связанные с укреплением Кронштадта. Первое боевое крещение «Штандарт» получил в 1705 году, отражая попытки шведского флота прорваться мимо Кроншлота к Санкт-Петербургу.


За 16 лет боевой службы на «Штандарте» сменилось несколько капитанов. Их фамилии дают представление об интернациональном составе флота в то время:

Петр МихайловРоссия1703
П. ГрейАнглия1704
Ян ДелангГолландия1705
Ф. ВилимовскийРоссия1706-1707
ШонвикГолландия1708-1709
Генрих ВессельНорвегия1712
Б. ЭдвартАнглия1713

Спешка при строительстве первого «Штандарта» сказалась через несколько лет: в 1711 году из-за применения сырого (невыдержанного) леса корабль «пришел в ветхость» и был поставлен на тимберовку — ремонт с заменой части обшивки и шпангоутов. Обновленный «Штандарт» продолжал службу до 1719 года, когда по приказу Петра «хранить вечно как первенец флота и памятник кораблестроительного искусства» был поставлен в качестве музея в Кронверкскую протоку. Без ухода и внимания корабли (а стояло их там несколько) быстро пришли в упадок. Когда в 1727 году по приказу Екатерины I специальная комиссия проверяла состояние кораблей, «Штандарт» было решено вытащить на берег и отреставрировать. Но вода и время повредили корпус настолько, что при попытке поднять корабль тросами буквально перерезали его на части. Старый «Штандарт» был разобран с указом «В память его имени, которое Его Величеством Петром I было дано, заложить и сделать новый».

Указ этот вплоть до недавнего времени оставался невыполненным. А имя «Штандарт» давали с тех пор только царским яхтам.